После расставания люди могут меняться до неузнаваемости. Например, присваивать себе личные вещи экс-партнера и попросту не возвращать их. Если договориться мирным путем не получается, есть смысл обратиться в суд, считают юристы. Во всяком случае, так поступила москвичка, отсудившая у бывшего сожителя все свое имущество, в том числе брендовую одежду, дорогой стайлер и йоркширского терьера. Как часто случаются подобные истории и всегда ли закон оказывается на стороне истца? Об этом MIR24.TV поговорил с экспертами в области права.
Шансы невелики
Как отмечает юрист Дмитрий Кашинцев, право на истребование имущества из чужого незаконного владения закреплено в статье 301 Гражданского кодекса РФ.
«Сказать, что суды буквально завалены подобными исками – нельзя, но время от времени подобные ситуации, безусловно, встречаются. Чаще всего это вот такие же «разводы» не скрепивших свой союз узами законного брака, но и вещь, переданная соседу во временное пользование и вовремя не возвращенная – также, по сути, находится в чужом незаконном владении», – говорит специалист.
При этом эксперт добавляет, что в его личной практике споры об истребовании имущества из чужого незаконного владения чаще всего были связаны с земельными участками.
По мнению ветерана правоохранительных органов и боевых действий, правоведа Андрея Кашкарова, перспективы у таких исков не так уж велики, ведь для решения в пользу заявителя нужны неоспоримые доказательства.
«Если условный ответчик признается, что вещи взял, и они у него, но при этом не получал требования о добровольной выдаче, то есть добросовестно заблуждался (есть такое понятие в юриспруденции), тогда шансов вернуть вещи много – в том числе до суда, в формате досудебной претензии», – рассуждает спикер.
«Если факт наличия и удержания вещей не доказан и ответчиком не признается, в этом случае – без улик – перспектива возврата вещей крайне мала. Но все решает суд, и с учетом многих обстоятельств, в том числе свидетельских показаний не заинтересованных в деле лиц», – говорит эксперт.
Он также уверяет, что доказать факт наличия вещей истца в распоряжении ответчика почти невозможно: «Прокуратура не дает санкции на обыск по таким случаям-основаниям, и правильно делает, иначе бы через одного уже все бы переругались с задействованием следствия и полиции в личных отношениях».
Две стороны одной медали
Для того чтобы у суда появились основания для истребования имущества из незаконного владения, истцу необходимо будет доказать принадлежность вещи ему. О том, как это сделать, рассказывает Дмитрий Кашинцев: «Сделать это можно, предоставив суду доказательства приобретения вещи (договоры, чеки и тому подобное), иные документы (например, решение о выделении земельного участка, план межевания). Также можно доказать свою правоту, вызвав в суд свидетелей, которые подтвердят факт наличия у истца права на вещь».
Однако закон может оказаться и на стороне ответчика, предупреждает кандидат юридических наук, доцент кафедры правового регулирования экономической деятельности Финуниверситета при Правительстве РФ Илья Афанасьев: «В свою очередь ответчик может доказать, что имущество оказалось у него на законных основаниях, например, было приобретено или подарено истцом, подтвердив это соответствующими доказательствами».
«В одном из дел молодой человек пытался истребовать все предметы ухаживания за своей бывшей девушкой, но суд отказал в удовлетворении такого иска, сославшись на то, что истец приобретал имущество в силу личных отношений, у ответчика отсутствует обязательство по возврату имущества», – приводит пример юрист.
Также эксперт отмечает, что в таких делах можно сослаться на пропуск срока исковой давности. Для такого иска он составляет 3 года со дня обнаружения имущества, напомнил спикер.