В МАК сообщили обстоятельства крушения Sukhoi Superjet 100 в Коломне
Межгосударственный авиационный комитет установил обстоятельства крушения пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 под Коломной. По данным МАК, лайнер превысил заданную скорость и перешел в пикирование, а именно: во время взлета, на высоте свыше 160 метров, экипаж включил автопилот. На пятой минуте полета на высоте более полутора километров самолет из практически горизонтального курса стал снижаться под углом четыре градуса. В это время скорость была слишком большой — 200 узлов — это более 370 километров в час. И продолжала расти.
При этом у лайнера отключился автопилот и убрались закрылки — части крыла, которые должны были помочь поднять нос самолета и снизить скорость. Экипаж перешел на ручное управление, но не смог выровнять судно — это и привело к крушению. Причина подобного поведения техники не называется.
Неделю назад источники РИА Новости и газеты «Известия» сообщали, что на ремонтном заводе в Луховицах, откуда летел Superjet, могли неверно установить датчики угла атаки — с отклонением примерно в пять градусов. В таком случае электроника может считать, что самолет идет на подъем, в то время как он летит навстречу земле. Насколько та версия может иметь место после официального изложения событий от МАК? Комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
— Информация выдана МАК дозированно, это обзор, на основании которого можно сделать только один вывод — что в какой-то момент самолет стал неуправляемым и со скоростью баллистической ракеты понесся к земле. А почему это произошло — это самое важное, что предстоит установить МАК, и о чем в данной информации нет ничего.
— Предкрылки, закрылки убираются в ручном режиме, это пилот делает или автоматика?
— В информации МАК не сказано, убралась механизация крыла автоматически или это сделал пилот. То есть можно пройти и так, и так. И опять-таки непонятно, если это сделал самолет с компьютером, то почему, а если сделали пилоты, тоже непонятно почему, потому что в принципе и скоростной режим, и высоты говорили о том, что самолет должен продолжать взлет.
— Появилось предположение, что датчики были неверно установлены, поэтому дали неправильные данные, и автоматика сработала не так. То, что описано МАК, пересекается где-то, похоже или это иначе выглядело?
— Это все как раз могло стать следствием того, что неправильно были установлены какие-то датчики, предполагалось, что датчики угла атаки были неисправны, вполне возможно. То есть если бортовое оборудование, компьютер получал неверные данные с этих приборов, то и принимал неправильные решения, не понимал своей ориентации в воздушном пространстве. Возможно, предполагая, что самолет слишком задирает нос и теряет скорость, переводя самолет в пикирование. При этом если пилоты наблюдают всю эту картину, да, они могут отключить автопилот и перейти в ручное управление. Но опять-таки, они же тоже получают информацию от этих же самых датчиков и тоже могут понимать ее неверно, хотя в принципе у них есть еще и их визуальное восприятие информации, если погода хорошая, то они видят, как говорится, землю, видят небо и понимают, что что-то не то. Что было в этой ситуации, мы пока оценить не можем, тем более МАК ограничился публикацией очень общей информации на основании расшифровки бортовых самописцев, причем параметрического бортового самописца. Но ведь там еще есть речевой самописец, то есть черный ящик, который записывает переговоры экипажа и переговоры экипажа с диспетчерами. Этой информации мы пока не видим, а она бы, наверное, могла пролить свет в большей степени на произошедшую трагедию.
Самолет SSJ-100 авиакомпании «Газпром Авиа» потерпел крушение 12 июля. Он летел после ремонта в аэропорт «Внуково», без пассажиров. На шестой минуте полета лайнер ушел в пикирование и рухнул около деревни Апраксино в Подмосковье. На борту находились два пилота и штурман — все они погибли.