Смертельный круиз для 122 человек: как затонула «Булгария» в Татарстане и кто понес наказание
Почему старое нелицензированное судно вышло в рейс Теплоход «Булгария» только за год перед трагедией получил свое имя. Ранее он плавал как «Украина»: такие имена давали в честь республик СССР при сборке в Чехословакии. Важный фактор: к роковому рейсу судну стукнуло уже 56 лет. 10 июля 2011 года в 10:15 «Булгария» отправилась из древнего города Болгар в сторону последней точки своего путешествия – Казани. Техническое состояние старого теплохода было плачевным, к тому же левый двигатель был неисправен. Все началось около полудня, когда судно вошло в левый поворот на Волге. Поднялся сильный ветер, и «Булгария» накренилась вправо, открытые иллюминаторы попали под воду. В это время большинство пассажиров находилось в ресторане на носовой части теплохода. Они наслаждались отдыхом, а дети играли между столами. Внезапно полетевшая посуда и различные предметы остановили их развлечения. Возникла паника. Единственное, что оставалось пассажирам, это прыгать в реку. Несмотря на середину лета, вода в Волге была ледяной, и судороги вмиг сковали руки и ноги боровшихся за жизнь людей. Первое тело водолазы нашли в тот же день около 23 часов, последнее достали с судна 25 июля. Поисково-спасательная операция длилась 16 дней. В ней принимали участие около 900 специалистов из разных регионов. Круиз унес жизни 122 человек. Фатальный поворот руля и другие причины трагедии По данным Ространснадзора, капитан попытался уменьшить действие ветра на левый борт, решив повернуть судно «против ветра». Для этого он повернул рулевое устройство на 15 градусов влево. Данное решение позже назовут фатальным. Крен судна увеличился, и вскоре иллюминаторы и часть главной палубы правого борта оказались под водой. В результате судно опрокинулось и затонуло в течение нескольких минут. Сразу после случившегося, комментируя ситуацию, начальник Приволжского регионального центра МЧС РФ Игорь Паньшин заявил, что согласно техническому регламенту на судне могло находиться не более 120 человек. Фактически пассажиров и членов экипажа было почти в два раза больше. Согласно экспертным выводам, причиной катастрофы стала совокупность факторов: плохое техническое состояние судна, перегруженность пассажирами, открытые иллюминаторы, которые не были задраены экипажем и через которые хлынула вода. Почему два капитана прошли мимо терпящей бедствие «Булгарии» Люди, оказавшиеся в бедственном положении, держались на плотах, спасательных средствах или просто плавали в воде. Они продержались около двух часов до тех пор, пока на помощь не пришел теплоход «Арабелла» под командованием капитана Романа Лизалина, который сразу же принял решение оказать помощь. Благодаря его экипажу удалось спасти 79 выживших человек. Возможно, выжить удалось бы большему числу пассажиров злополучного рейса, не пройди два судна мимо затонувшей «Булгарии». Позднее их капитаны получили штрафы – 130 и 190 тысяч рублей за неоказание помощи терпящим бедствие. Уголовные дела и наказание По делу об утонувшем теплоходе судоходная компания «Камское речное пароходство» (владелец судна) изначально выступила в качестве потерпевшей стороны и подала иск на 28 миллионов рублей к пятерке подсудимых, но затем отказалась от него. Во время судебного процесса выяснилось, что владелец небезопасного судна предпочитал сдавать его в аренду. Последним арендатором перед трагедией была компания «Бриз», которая в марте 2011 года передала его в субаренду компании «АргоРечТур». Верховный суд Татарстана в апреле 2015 года после рассмотрения апелляции назначил субарендатору «Булгарии» и владелице того самого «АргоРечТур» Светлане Инякиной 9,5 лет лишения свободы (первоначально 11 лет). Однако одну из главных виновниц трагедии выпустили из колонии раньше срока на шесть лет – по новому закону об амнистии. После освобождения в 2018 году Инякина сменила фамилию. Старпома Рамиля Хаметова приговорили к 6,5 годам лишения свободы. Кстати, сразу после перевода его из свидетелей в обвиняемые он заявил, что не признает свою вину ни перед Богом, ни перед людьми. Позднее он попал под амнистию и тоже вышел на свободу раньше окончания срока. Начальнику казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Иреку Тимергазееву дали шесть лет, бывшему главному госинспектору этого отдела Владиславу Семенову – пять лет, а старшему эксперту Камского филиала Росречрегистра Якову Ивашову – 5,5 лет лишения свободы. Они закрыли глаза на то, что у судна нет важнейшего документа для работы – лицензии на пассажирские перевозки. Еще два уголовных дела прекратили в связи со смертью виновных – речь о капитане дизель-электрохода «Булгария» Александре Островском и старшем механике Владимире Подъячеве. Они погибли во время крушения. Денежные компенсации Общий объем средств, выданных родственникам погибших и пострадавшим, превысил 175 миллионов рублей. Однако важная деталь – эти деньги поступили от правительства Татарстана и из бюджета РФ. Так, семьям, чьи близкие погибли, выделили суммы в размере 1 млн рублей из федерального бюджета и по 300 тысяч от республики. Людям, получившим серьезные травмы, выплатили по 400 тысяч рублей (и по 100 тысяч от властей региона), а пострадавшим с легкими повреждениями – по 200 тысяч рублей (плюс по 50 тысяч от Татарстана). Кроме того, были выплачены денежные пособия на погребение погибших – по 18 тысяч рублей. Что же касается виновных лиц, то назначенную сумму выплат потерпевшим, а это 46,5 млн рублей (истцы запрашивали суммарно больше 200 млн рублей, их требования удовлетворили частично), они выплатили не в полной мере. Пока они находились в местах лишения свободы, семьи, потерявшие близких, получали небольшие переводы. Как рассказали журналистам родственники, уже после освобождения виновников трагедии перечисления прекратились, а судебные приставы прислали уведомление, что взыскивать с них нечего. Ранее «ФедералПресс» рассказывал о другой трагедии на Волге, которая случилась в июне 1983 года в Ульяновске. Столкновение теплохода с мостом унесло жизни более 170 человек. Фото: пресс-служба Кукморского муниципального района / kukmor.tatarstan.ru; НП «Викимедиа РУ»* / ГУ «Объединенная редакция МЧС России» / mchs.gov.ru / Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0); ФедералПресс / Ксения Кобалия * 18 МАРТА 2024 ГОДА ОРГАНИЗАЦИЯ ВКЛЮЧЕНА МИНЮСТОМ РФ В РЕЕСТР «ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ».