Что не так с Алтаем? Вряд ли даже Лукашенко сможет повторить в этом краю опыт с агрогородками
Предложение белорусского президента Александра Лукашенко гражданам своей республики, а также россиянам и украинцам подумать над покупкой небольших участков в «неперспективных селах» обсуждается и в Алтайском крае.
Как известно, на республиканском празднике «Купалье» в Могилевской области Лукашенко бросил клич: «Уважаемые белорусы и самые близкие наши друзья из Украины и России, подумайте над моим предложением о покупке за гроши, за копейки небольших участков в так называемых неперспективных селах», приводит высказывание агентство БелТА.
Белорусский лидер сообщил, что в Белоруссии уже идет строительство около полутора тысяч агрогородков и сейчас остались «средние и совсем маленькие деревушки, где раньше жило много-много людей», которые «не должны погибнуть». По его словам, в таких местах можно приобрести 40-50 соток земли, в то время как в городах и рядом с ними получить можно разве что шесть соток.
Причем, по словам Лукашенко, «завтра этих участков может не будет», поскольку многие россияне и украинцы едут в его республику «за спокойствием и тишиной».
Не секрет, что в Алтайском крае, проблема «неперспективных сел» довольно остро стоит уже полвека минимум — первые тревожные публикации на эту тему появились в местной печати еще в 1970-е годы.
В 1990-е, с развалом региональной промышленности и сельского хозяйства, начался самый настоящий «падеж» небольших сельских населенных пунктов. В 2000-е годы региональный парламент неоднократно принимал решения о ликвидации сельских населенных пунктов, в которых уже долгое время не было жителей.
Что касается агрогородков, то губернатор Алтайского края Виктор Томенко в 2023 году в своем отчете перед депутатами Законодательного собрания заявил, что региональное правительство изучает опыт Белоруссии. В мае 2023-го в Барнауле состоялся «круглый стол», на котором создание таких городков обсуждалось более детально.
В настоящее время на Алтае появилось несколько агрогородков - Бочкари, Дружба и Еланда в Целинном районе, Покровка в Локтевском, Киприно в Шелаболихинском районе и посёлок Кировский в Смоленском районе.
Известный алтайский фермер, глава КФХ Владимир Устинов выразил скептическое отношение к возможности использовать в регионе белорусский опыт.
- Не думаю, что найдется много желающих, если вообще найдутся. Три десятка лет у нас фактически воспитывали антагонизм по отношению к деревне. В результате получили немалое количество людей, неприязненно относящихся к деревне, не любящих труд, желающих просто получать много денег. Поедут, условно говоря, единицы — люди, оказавшиеся в безвыходной ситуации или представители каких-то религиозных общин.
«СП»: Может, вы сгущаете краски?
- Судите сами, у нас в деревне, в Косихинском районе, стоят благоустроенные квартиры, мы не можем завезти необходимое число рабочих на предприятия с зарплатой 100 тысяч рублей.
«СП»: Почему?
- Их просто нет. А некоторые видят, что здесь надо работать, вкалывать и отказываются. Есть такие, кто сразу спрашивает: «А я за год на машину заработаю?» В общем, человек еще себя не показал, а уже ставит условия. Примерно так.
В общем, гораздо большая вероятность, что вместо наших соотечественников работать будут приезжие из Узбекистана, Китая и других стран. Прибавьте к этому неблагоприятную демографическую ситуацию — женщины не хотят рожать, мужики часто уходят из села в связи с известными событиями. Кто в такой ситуации поедет брать землю — мне не совсем понятно.
«СП»: Но ведь не сегодня же и не вчера это все началось...
- Конечно, ошибочные шаги были предприняты еще в 1970-е годы. Мне тогда было немногим больше десяти лет, мы жили в селе Чесноково Целинного района. Тогда была выдвинута программа укрупнения сел, в рамках которой планировалась ликвидация «неперспективных» сел и деревень и создание «агрогородов».
В укрупненные населенные пункты поехало около 15 процентов сельчан, остальные разъехались по городам. Потом эта линия была признана ошибочной, но последствия были ужасающие. Одно из них заключается в колоссальной разнице уровня жизни на селе и в городе. А в наши дни процесс заметно ускорился.
В общем, мне трудно представить очередь из желающих получить землю на селе. Лукашенко предлагает 40-50 соток, а неподалеку от моего дома пустует десять гектаров земли! Пожалуйста, кто хочет — может бесплатно взять, построить дом и жить. Но нет пока желающих.
«СП»: Как вы относитесь к предложению создать на Алтае агрогородки?
- Мне сложно судить, как обстоит дело в Белоруссии, но у нас это может обернуться повторением ошибки, совершенной в 1970-е годы, когда создавались «агрогорода».
Для меня эта идея пока не совсем понятна. В настоящее время я живу в селе Контошино Косихинского района — предположим, завтра его назовут агрогородком. Что это изменит? Для чего создаются агрогородки?
На мой взгляд, сначала необходимо четко обозначить цели, а потом думать, как их достичь, какие инструменты для этого использовать. Требуется понимание, что это должно принести: улучшит ситуацию с занятостью, поможет развитию социальной инфраструктуры, увеличит производительность предприятий села и так далее.
«СП»: Кстати, в 2023 году, когда обсуждался данный вопрос на «круглом столе», говорилось, что эти агрогородки позволят сократить разрыв в уровне жизни селян и горожан.
- А что мешает это сделать сейчас, в действующих формах? Можно провести в каждый дом газ, построить в селе дороги, пусть помогут с льготным финансированием, а остальное сельчане сделают сами. Электричество есть, вода есть. Пусть обеспечат нормальную реализацию сельской продукции, вернут ее переработку в районы. Это, кстати, тоже ошибка, корни которой в 1960-1970-х годах, когда переработка сельхозпродукции была перемещена в города.
У нас в селе Чесноково был тогда льнокомбинат, в нем проживало около трех тысяч человек. В 1960-е годы этот завод увезли в Бийск. Помню еще ребенком, как приходили машины, грузили оборудование, увозили его. Если бы предприятие осталось в селе — есть вероятность, что в нем проживало бы гораздо больше людей, которые бы оставались в селе, работали. Но туда нужно было построить дорогу.
Поэтому прежде, чем воплощать данную инициативу. Нужно все хорошенько взвесить, чтобы не повторить ошибок прошлого.