Виновной в мошенничестве на 206 млн рублей в составе преступного сообщества Finiko признал Вахитовский суд Казани бывшую "звезду 10-го уровня" криптопроекта Лилию Нуриеву. Она приговорена к 4,5 года колонии общего режима. С учетом времени в СИЗО и под домашним арестом ей осталось сидеть 3 года, уточнила "Реальному времени" адвокат осужденной Марина Белоусова.
Гражданские иски потерпевших суд оставил без рассмотрения. Очевидно, решение по ним будет приниматься после вынесения приговора по основному делу.
Под стражу Нуриеву взяли в зале суда. Со стороны казалось — она была готова к такому решению. Хотя в теории могла рассчитывать на отсрочку до достижения малолетним ребенком 14-летнего возраста. Защита пока не решила, будет ли обжаловать назначенное наказание.
Перед выходом судьи из совещательной комнаты подсудимая выпила почти залпом полбутылки воды. Заметим, в совещательной комнате председательствующий по делу находился чуть больше часа.
В прениях прокурор просил для этой фигурантки 6 лет и 6 месяцев колонии общего режима, а также настаивал на удовлетворении всех поданных по делу исках. Напомним, дело этой "финикийки" рассматривалось в особом порядке — без допросов свидетелей и изучения доказательств.
Сторона обвинения оглашала лишь документы, подтверждающие исполнение досудебного соглашения с Генеральной прокуратурой — в части изобличающих показаний досудебщицы против себя и иных фигурантов дела, в том числе неизвестных следствию.
Сегодня в последнем слове Лилия Нуриева просила не разлучать ее с семьей, оставить на воле и дать возможность погашать долги.
"Уважаемые пострадавшие, я понимаю уровень своей ответственности, понимаю уровень своих деяний. Прошу не назначать по возможности наказание в виде лишения свободы. Не разлучать меня с моей семьей, позволить работать в бизнесе в сфере недвижимости и выплачивать долг", — заявила на финише процесса подсудимая.
По мнению Лилии Нуриевой, ее законный заработок позволит рассчитаться с потерпевшими в ближайшее время. "Понимаю, что человеческой глупости и жадности нет предела, но все, что ни делается, к лучшему", — отмечала она, вероятно, надеясь на максимально мягкий приговор. Технически сегодняшнее итоговое решение по делу об ОПС тоже жестким не назовешь.
Дело Нуриевой рассматривалось судом в особом порядке. Ранее ею было заключено досудебное соглашение с Генпрокуратурой и СК, в рамках которого обвиняемая в особо крупном мошенничестве и участии в преступном сообществе обязалась дать изобличающие показания против других фигурантов дела, в том числе неизвестных силовикам. Соглашение было исполнено, подтвердил в суде гособвинитель Рамиль Галеев.
Из показаний Нуриевой следовало, что она тоже пострадала от работы Finiko — вложила туда примерно 47 млн рублей (на тот момент — $643 тысячи), в том числе от имени своих отца и матери. Обвиняемая рассказывала следователям: вступила в проект по предложению Екатерины Овдиной (ныне обвиняемой по основному делу криптопирамиды, — прим. ред.). Поверила в успех и нарисованные картины: "Основатели компании — Доронин, Зыгмунтович, Марат Сабиров рассказывали нам об экономической модели, которая может приносить доход по 1% в день".
Также привлекательной казанскому риелтору и блогеру Нуриевой показалась программа "35" — при вложении в криптодепозит 35% от цены авто (квартиры) и дополнительном спецвзносе в 10 тысяч долларов через 100 дней обещали передачу желаемого актива в собственность.
Еще до вынесения приговора досудебщице в Вахитовском райсуде Казани состоялись предварительные слушания по основному делу криптопирамиды Finiko — в отношении одного из основателей проекта Кирилла Доронина и еще девяти обвиняемых.
На заседании фигуранты просили о возврате дела в Генеральную прокуратуру, об исключении ряда доказательств и более мягкой мере пресечения. Одно из ходатайств также касалось изменения подсудности — арестованная Екатерина Казачкова просила о переносе процесса из Казани в Москву.
Все эти ходатайства со стороны подсудимых и защитников суд отклонил. При этом с подачи стороны обвинения продлил на полгода арест Доронину и еще семерым обвиняемым, а также разрешил переезд из Подмосковья в Казань двум "вице-президентам" проекта, ограниченным запретами определенных действий.
По версии обвинения, создатели ОПС — Доронин, беглые Марат и Эдвард Сабировы, а также Зыгмунт Зыгмунтович — вместе с неустановленными и установленными лицами лично и через знакомых привлекли с 1 июля 2019 года по 30 июля 2021 года к участию в ОПС ряд лиц, "обладающих необходимыми познаниями и навыками ведения сетевого маркетинга". При этом часть материалов по объявленным в международный и федеральный розыск фигурантам выделена в отдельное производство.
А в дошедшей до суда третьей редакции окончательного обвинения фигурирует сумма потерь 161 потерпевшего — 209 млн рублей.
Старт процесса по основному делу отложен на вторую половину июня. Ожидается, что к этому сроку всех обвиняемых успеют этапировать из московских СИЗО.