Бывшую замминистра культуры Ольгу Ярилову осудили на семь лет колонии
Обновлено в 18:40
Тверской суд Москвы приговорил экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии общего режима. Именно о таком сроке накануне просил прокурор. Ярилову признали виновной в злоупотреблении должностным полномочиями. Чиновник необоснованно не исключила из программы «Пушкинская карта» частную структуру — компанию «СП-Капитал», ей принадлежит самый высокий музей мороженого в мире — на 89-м этаже одной из башен «Москвы-Сити». Как выяснило следствие, этот музей фактически не является музеем, программа носит развлекательный характер. В итоге частная фирма необоснованно получила бюджетные средства — 125 млн рублей. Эти деньги выделялись в счет возмещения расходов на входные билеты. Потерпевшим лицом по делу признан Минкульт. На сегодняшнем заседании побывала судебный обозреватель Business FM Мария Локотецкая:
Мария Локотецкая судебный обозреватель Business FM «Не более десяти минут потребовалось судье Тверского суда Москвы, чтобы огласить приговор Ольге Яриловой. Поддержать бывшего замминистра культуры в суд сегодня приехало большое количество друзей, а также родственники, среди которых были ее муж и дочь. Все очень волновались, но больше всех, конечно, переживала Ольга Ярилова, которая, по словам ее адвокатов, до последнего надеялась, что будет оправдана. Однако как только судья вошла в зал и начала зачитывать решение, стало понятно, что обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями, которые причинили государству ущерб на 125 млн рублей, устояло. Судья удовлетворила иск Министерства культуры на эту сумму, а также постановила обратить часть арестованного в ходе следствия имущества Ольги Яриловой для его возмещения в доход государства. Достаточно длительное время судье потребовалось, чтобы перечислить ювелирные украшения, которые были арестованы у Ольги Яриловой в ходе следствия. Это недорогие изделия на сумму от 5 до 50 тысяч рублей, было их довольно много, но это все, что, по словам адвокатов, Ольга Ярилова купила за всю свою долгую трудовую жизнь».
Сама 53-летняя Ольга Ярилова в ходе процесса заявила, что у нее не было полномочий приостанавливать участие компаний в программе «Пушкинская карта». Такие решения принимали члены экспертного совета, которые не находились в ее подчинении.
Экс-чиновника не обвиняли ни в какой материальной заинтересованности. Ее, по сути, осудили за неправильное решение. Не слишком ли суров с учетом этого приговор? Комментирует председатель коллегии адвокатов города Москвы «Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго:
Евгений Корчаго председатель коллегии адвокатов города Москвы «Корчаго и партнеры» «С точки зрения квалификации — статья 285-я подразумевает как корыстную, так и иную личную заинтересованность. И для назначения наказания не имеет значения, была ли заинтересованность корыстной или иной, личной. Поэтому формально суд действовал в рамках санкций. Санкция предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы, хотя, конечно же, в данном случае мы понимаем, что семь лет — это достаточно большой срок. Дело в том, что изначально Ярилова частично признавала вину, в дальнейшем она от этого признания отказалась и заявила, что невиновна. И хотя формально для суда при назначении наказания не имеет значения, признавал ли человек вину или нет, это не является отягчающим обстоятельством, современная российская практика исходит из того, что, если человек вину не признает, то, как правило, приговор бывает более жестким. И в данном случае приговор, несмотря на то, что ее не обвиняли ни в каком корыстном преступлений, по срокам сопоставим с теми приговорами, которые назначают за совершение хищений в рамках мошеннических действий либо присвоение, растрата — и там, и там санкция до десяти лет лишения свободы. И этот приговор в виде семи лет, в принципе, идет в мейнстриме российского правосудия по тем срокам, когда лицо вину не признает».
Строгость приговора может быть обусловлена ущербом государству. При этом не так важно, какие были мотивы у того, кто причинил этот ущерб, как сам факт пропажи свыше 100 млн рублей. Кроме того, свою роль сыграла непоследовательность в даче показаний, считает председатель коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев:
Андрей Князев председатель коллегии адвокатов «Князев и партнеры» «Семь лет лишения свободы — это довольно суровый приговор. Но, как мне кажется, сыграл роль ущерб, который довольно значителен. И несмотря на то, что материальная заинтересованность не доказана, следует учитывать все-таки, что на такой должности человек мог понимать, что музей мороженого на каком-то высоком этаже не является уж столь серьезным объектом культуры или вообще музеем. На первоначальной стадии расследования было признание вины, а в дальнейшем человек отрицал свою вину. Непоследовательность в даче показаний тоже играет, как мне кажется, свою роль. Такой срок предполагается потому, что государству не столь важно, от чего оно потерпело больше сотни миллионов рублей ущерба, было это сделано из личной заинтересованности, материальной или из-за каких-то других побуждений, украли у вас из-за того, что одно было обстоятельство или другое, сто миллионов-то пропали».
Преследование Яриловой — не единственное уголовное дело, связанное с этой госпрограммой. С момента запуска проекта появлялось несколько мошеннических схем по хищению денег со счета этих карт. Главное следственное управление Следственного комитета с марта прошлого года расследует еще одно уголовное дело о хищении бюджетных средств по этой же программе.