Генпрокуратура запросила для бывшего замминистра энергетики Анатолия Тихонова срок, который он уже отсидел
Неожиданно мягкое наказание запросила Геннпрокуратура для бывшего замглавы Минэнерго Анатолия Тихонова, обвиняемого в растрате 272 млн рублей бюджетных средств, выделенных на создание государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) и получении многомилионных взяток. Сочтя обвинение доказанным, прокурор Екатерина Фролова предложила назначить экс-чиновнику пять лет и четыре месяца заключения со штрафом в 502 млн рублей. Этот срок он уже отсидел, так как провел в СИЗО 3,5 года, где один день приравнивается к полутора дням в колонии общего режима. «Меру пресечения в виде содержания под стражей прошу отменить, из-под стражи освободить в виду отбытия наказания», — сказала гособвинитель.
Также прокурор просила лишить фигуранта госнаград — ордена Почета и ордена Дружбы, а в качестве дополнительного наказания запретить Тихонову занимать должности на госслужбе и в органах местного самоуправления в течение 15 лет.
Шестерых других соучастников она предложила осудить условно со штрафами от 45 млн до 90 млн рублей.
Так, бывших вице-президентов ЗАО «Ланит» Виктора Серебрякова и Владимира Макарова прокурор просила осудить на семь лет лишения свободы условно каждого со штрафами в 45 млн и 90 млн рублей соотвественно за посредничество во взяточничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 291.1 УК РФ). Экс-советнику замминистра Роману Рыжкову, предпринимателю Елене Головко и гражданской жене Тихонова Валерии Коваленко за совершение аналогичного преступления назначить по 7,5 года условно со штрафами в 80 млн рублей каждому. Также 7,5 года лишения свободы условно в колонии общего режима, но со штрафом в 77 млн рублей гособвинитель считает нужным назначить руководителю ООО «Эндевел» Игорю Удинцеву.
Последний, по мнению прокурора, должен быть признан виновным в даче взятки в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ).
Поскольку в рамках уголовного дела Минэнерго, признанное по делу потерпевшим, заявило иск к подсудимым о возмещении вреда на сумму 271 млн 852 тысячи рублей, то прокурор предложила удовлетворить его в полном объеме.
Продление ареста перед речью прокурора
Перед тем как заслушать прокурора, судье Елене Каракешишевой пришлось рассмотреть ходатайство гособвинителя о продлении фигурантам меры пресечения, которая истекала 30 марта. Адвокаты находящихся вот уже почти 3,5 года под стражей Тихонова, Макарова и Рыжкова выступили против дальнейшего нахождения фигурантов в СИЗО.
Сам Анатолий Тихонов возмутился, что время, проведенное им под стражей, «уже превышает все возможные сроки правосудия». Его адвокат Олег Копенкин предложил лично внести за подзащитного залог, который установит суд. Также защитники предлагали в качестве альтернативы заключению в СИЗО домашний арест или запрет определенных действий. Однако судья оставил трех подсудимых под стражей, а еще четырех — под домашним арестом до 30 мая.
Только около шести часов вечера гособвинитель Екатерина Фролова открыла прения сторон. Однако, чтобы выступить, ей потребовалось всего 20 минут. Кратко напомнив фабулу обвинения, она заявила, что считает полностью доказанной квалификацию действий подсудимых. По ее мнению, их вина подтверждается совокупностью представленных доказательств, показаниями потерпевшего и свидетелей, а также заключениями экспертиз и материалами дела.
«Так, согласно показаниям представителя потерпевшего (им по делу признано Минэнерго), система ГИС ТЭК сдана ЗАО «Ланит» не в полном объеме и даже сейчас требует доработки», — сказала прокурор.
Она назвала показания свидетелей обвинения «достоверными», добавив, что они не содержат каких-либо существенных противоречий и соответствуют материалам дела, результатам экспертиз и обысков. При этом, по мнению Фроловой, показания свидетелей и специалистов защиты «носят повествовательный характер» или «содержат оценку действий подсудимых в период их работы».
В то же время, по мнению прокурора, гособвинение представило неопровержимые доказательства получения части взятки экс-замминистра энергетики с использованием счетов фирм-«однодневок», которые были подконтрольны Анатолию Тихонову и его гражданской жене Валерии Коваленко.
Прокурор просила суд признать показания подсудимых частично достоверными, отметив, что те «подстраивали их к собранным по делу доказательствам» и «стремились утаить полные обстоятельства совершения преступления». Она призвала суд положить в основу обвинения экспертизы следствия, а не заключения специалистов защиты.
Также прокурор потребовала конфисковать деньги, полученные Тихоновым в качестве взяток (всего более 122 млн рублей). Однако в связи с невозможностью это сделать Фролова предложила обратить взыскание на имущество фигурантов и их родных, которое было арестовано в ходе следствия. Находящуюся под арестом собственность она просила использовать и для погашения полумиллиардного штрафа Тихонова, который восьмидесятикратен сумме вмененных ему взяток. Для этой цели прокурор просила оставить под арестом и имущество других подсудимых.
В частности, по мнению прокурора, государству должны будут отойдут активы компании Archuleta SA, зарегистрированной в Монако, бенефициаром которой являлся Анатолий Тихонов. На счетах фирмы было обнаружено 43 млн 646 тысяч евро. А на зарубежном счете сына экс-замминистра в Монако нашли 1 млн 69 тысяч евро.
В прениях сторон коротко выступил и представитель потерпевшего Минэнерго. Заместитель министра Эдуард Шереметцев, который перед началом заседания пошутил, что подготовил речь на 3,5 часа, оказался краток. Он напомнил, что основные претензии потерпевшей стороны заключаются в том, что «в установленные сроки за установленные деньги не был получен конечный продукт, к которому были предъявлены определенные требования».
«Мы неоднократно слышали в судебном заседании, что ГИС ТЭК — это уникальная система и что на тот момент времени подобных систем не было, — заметил представитель Минэнерго. — Хотелось бы подчеркнуть, что это не совсем соответствует действительности, потому что ничего экстраординарного создано не было». По мнению Минэнерго, ГИС ТЭК в полном объеме так и не была сдана. «В результате Минэнерго получило, мягко говоря, не совсем работоспособный продукт, который уже в течение 2020-2023 годов настраивался и дорабатывался», — сказал представитель потерпевшего. Эдуард Шереметцев также подчеркнул, что система является «не совсем удобной и требует большого количества ресурсов со стороны ТЭК». В министерстве убеждены, что работы по ее созданию были выполнены не в полном объеме, как и не в полном объеме были освоены выделенные денежные средства. Он также просил суд удовлетворить гражданский иск.
Очевидно, что запрошенное прокурором наказание оказалось приятным сюрпризом для адвокатов. До этого настаивавшие на полном оправдании Анатолия Тихонова защитники на этот раз в беседе с корреспондентом Business FM в перерыве заседания высказались уже более осторожно. Так, Максим Пашков признался, что испытывает от речи процессуального противника смешанные чувства. «С одной стороны, человек выйдет на свободу, а с другой стороны — такой людоедский штраф», — заметил адвокат, добавив, что посоветуется с подзащитным, о чем будет просить в прениях сторон. В ходе них 11 марта успел выступить Анатолий Тихонов. Он заявил, что взяок ни у кого не брал и бюджетные средства не растрачивал. Не исключено, что выступление защиты в прениях займет не один день. После этого подсудимые скажут последнее слово и суд удалится на вынесение приговора.
В чем обвиняют Анатолия Тихонова
Судебный процесс по резонансному делу стартовал в октябре 2022 года и занял почти полтора года.
Сам Тихонов был арестован еще в сентябре 2020 года и провел в СИЗО 3,5 года. Первоначально ему вменялось хищение путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ), а также присвоение и легализация (ч. 4 ст. 160, пп. «а» и «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ). Но после того, как Генпрокуратура не утвердила обвинение в этой редакции, экс-чиновнику инкриминировали два эпизода растраты в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ), совершенной группой лиц по предварительному сговору, а также два эпизода получения взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ).
По версии следствия, преступления были совершены в 2014-2016 годах при создании государственной информационной системы ТЭК России. Она была поручена ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА), которое в то время как раз возглавлял Анатолий Тихонов. Зная о предстоящем выделении денежных средств из бюджета в качестве субсидии, гендиректор РЭА, как считает следствие, решил «воспользоваться данным обстоятельством в целях незаконного личного обогащения».
При посредничестве заместителя гендиректора ЗАО «Ланит» Владимира Макарова он договорился с президентом фирмы Георгием Генсом (умер в 2018 году. — BFM) за взятку в 580 тысяч долларов (или 45 млн рублей по курсу 2016 года) обеспечить заключение договора с его компанией на создание ГИС ТЭК России. Выделенные на эти цели средства по фиктивным договорам вначале ушли на счета зарегистрированной в Лондоне фирмы «Денирелло» (Denirello LLP), а затем через цепочку других компаний и ряда посредников — Тихонову, полагает СК.
В итоге победителем конкурса в октябре 2014 года стало ЗАО «Ланит», которому достался контракт стоимостью 607 млн рублей. Проведенные по делу экспертизы показали, что цена превысила рыночную стоимость и должна была составить 431 млн 983 тысячи рублей. Разницу в размере не менее 175 млн рублей похитил Тихонов путем растраты в интересах ЗАО «Ланит», утверждает следствие. При этом, согласно выводам компьютерно-технической судебной экспертизы, система оказалась неработоспособной, поскольку «фактически выполненные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы невозможно использовать в промышленной эксплуатации». Стоимость фактических работ, согласно выводам экспертов, составила «0 рублей 00 копеек».
Второй эпизод растраты на сумму 96 млн 835 тысяч рублей связан с заключением в 2014-2016 годах контрактов РЭА на поставку для ГИС ТЭК компьютерного, серверного и другого необходимого оборудования, а также на дооснащение оборудованием по завышенным ценам с ЗАО «Ресурс-сервис» и ЗАО «Софтлайн Трейд», а фактически через их контрагента — екатеринбургскую компанию ООО «Эндевел», которая закупила со скидкой технику фирмы Hitachi.
По версии следствия, в первом случае технику купили у ЗАО «Ресурс-сервис» за 102 млн 253 тысячи рублей, что превысило рыночную стоимость оборудования на 73 млн 441 тысячу рублей. Во втором случае цена закупленного у ЗАО «Софтлайн Трейд» оборудования за 41,7 млн рублей на 23,3 млн рублей превышала рыночную. За участие в госконтракте исполнительному директору фирмы Игорю Удинцеву пришлось заплатить Тихонову «откат» в сумме 77 млн 215 тысяч рублей, утверждает СК.
«Досущебщик»
В ходе процесса из семи подсудимых пятеро, включая Тихонова, не признали вину. Двое — Виктор Серебряков и Игорь Удинцев — не отрицали фактических обстоятельств дела, но не были согласны с квалификацией их действий, считая, что они совершили мошенничество (ст. 159 УК РФ). На следствии оба дали признательные показания.
Защита экс-замминистра настаивала, что созданная ГИС ТЭК является работоспособной, а заключения альтернативных специалистов опровергают выводы экспертов следствия о том, что произведенные работы ничего не стоили. Они неоднократно заявляли, что будут настаивать на вынесении Тихонову оправдательного приговора.
В ходе разбирательства Тихонов, Макаров и Рыжков находились под стражей, а остальные подсудимые — под домашним арестом.
Дело в отношении еще одного фигуранта, бывшего руководителя департамента информационных технологий ТЭК Минэнерго Романа Щербова, было выделено в отдельное производство. Он признал вину и заключил сделку со следствием, дав показания о посредничестве во взяточничестве. В частности, Щербов, ставший на процессе экс-замглавы Минэнерго ключевым свидетелем обвинения, рассказал, что по просьбе Рыжкова передал Головко полученные от Удинцева в рамках договора на поставку оборудования для нужд ГИС ТЭК 12 млн рублей наличными. Еще 9 млн рублей он также отдал наличными Рыжкову для дальнейшей передачи Тихонову. За содействие следствию Мещанский суд Москвы 29 февраля приговорил «досудебщика» к штрафу в 5 млн рублей. Этот приговор, как сообщил осужденный корреспонденту Business FM, он обжаловать не будет.