Войти в почту

Как в России продали Ми-8 и Ил-76, а те оказались в зоне СВО на стороне Украины

Федеральная служба безопасности возбудила в отношении высокопоставленных чиновников Росавиации уголовные дела — о халатности и превышении должностных полномочий, сообщают «Известия». По словам источников издания, речь может идти о замначальника отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними Петре Козыреве, об исполняющем обязанности начальника Управления инспекции по безопасности полетов Кристине Бывалиной и ее бывшем заме Анне Жильцовой.

Как в России продали Ми-8 и Ил-76, а те оказались в зоне СВО на стороне Украины
© BFM.RU

7 февраля прошли обыски в центральном офисе Росавиации на Ленинградском проспекте в Москве. Сотрудники ФСБ и МВД занимались выемкой документов.

Согласно публикации, обыски связаны с подозрениями в незаконном выводе за рубеж с марта 2022-го по июнь 2023 года без надлежащего оформления 59 судов в нарушение запрещающих указов президента и постановлений правительства. Среди этих судов — вертолеты Ми-8 и самолеты Ил-76. Несмотря на то, что это гражданские суда, техника подобного типа часто используется в военных целях.

По словам собеседника «Известий» в Минтрансе, восемь бортов в итоге были проданы в недружественные страны. Три вертолета Ми-8 после вывоза за границу были задействованы в конфликте на Украине на стороне Киева. А тяжелые военно-транспортные Ил-76 доставляли некие грузы с выключенными транспондерами.

Чиновники Росавиации не могут сами принимать решения о продаже самолетов за рубеж, налицо ответственность владельцев, отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Наверное, самый главный вопрос у меня возникает: каким боком здесь чиновник Росавиации? Росавиации и чиновникам самолеты не принадлежат. У каждого самолета есть конкретный владелец — это либо физическое, либо юридическое лицо. И тогда хотелось бы знать, чьи эти 60 самолетов, кто на самом деле совершил нарушение закона и указа президента и вывез самолеты с территории России после начала СВО. Без специального разрешения правительства? В этом нарушение. И нарушали не чиновники, а собственники этих самолетов. Чиновники могли только содействовать».

Кто в данной истории виноват больше — вопрос не такой однозначный. Собственники воздушных судов, продавая их, могли не знать, как и кем в итоге будет использоваться тот или иной борт, считает президент группы компаний Gold’nsky Александр Кочетков:

Александр Кочетков президент группы компаний Gold’nsky «Что касается самого вывода и того, что воздушная техника оказалась в недружественных странах, отследить, куда эта техника пойдет, сложно, потому что продавец может не знать конечного бенефициара, кто в итоге эту технику через пять-десять компаний получит. Вся техника достаточно старая, и собственники хотят от нее избавляться. Когда появляется возможность избавиться по хорошей цене, желание это сделать вырастает, не понимая, куда в конечном итоге эта воздушная техника может попасть. Что собственник хочет с воздушным судном делать, как его использовать, это сугубо на его усмотрение. Сама процедура ввода техники в российский регистр или вывод из него четко прописана, она совершенно стандартная. Если компания соответствует всем требованиям, предъявляет все необходимые документы, вопросов у Росавиации быть не должно. Тут есть только один возможный вариант, почему проходят обыски, — значит, в Росавиации что-то пропустили, какой-то документ не попросили, что-то выполнили не по процедуре».

Именно история о выводе за границу воздушных судов, которые могли использоваться для СВО, стала, по мнению «Известий», основной причиной отставки руководителя Росавиации Александра Нерадько в сентябре 2023 года.