Что было сделано в Иркутске в прошлом году и что ждет горожан в новом?
На прошлой неделе мэр Иркутска Руслан Болотов и председатель Думы Иркутска Евгений Стекачев подвели итоги 2023 года. Формат пресс-конференции - лидеры исполнительной и законодательной ветвей власти вместе отвечают на вопросы - выбран не случайно. Уже четыре года мэрия и Дума консолидированно решают встающие перед муниципалитетом задачи.
Объединение в одну команду - это защита интересов города. Благодаря конструктивно выстроенным отношениям между Думой, мэром и губернатором Иркутской области Игорем Кобзевым в городе появились важные социальные объекты, принята Стратегия социально-экономического развития областного центра до 2036 года и закладываются решения, которые определят вектор развития Иркутска на десятилетия вперед, бюджет города вырос почти до 40 миллиардов рублей.
Какие же из решенных (и пока не решенных тоже) вопросов больше всего волновали читателей и какие ответы дали руководители города?
Куда везет нас "Адмирал"?
Как городская администрация планирует развивать общественный транспорт? Появятся ли в Иркутске не только новые автобусы, но и новые трамваи и троллейбусы, вроде приобретенного в прошлом году "Адмирала"? - спросили журналисты.
Выяснилось, что за два последних года Иркутск получил 120 новых низкопольных автобусов. За все время существования МУП "Иркутскавтотранс" - это первое столь масштабное обновление автопарка. Сорок автобусов встали на баланс в 2022 году, еще 80 муниципалитет получил в 2023 м. Сейчас завершается их оформление, и скоро они тоже выйдут на улицы областного центра.
Следующий на очереди - электротранспорт. Иркутск подал заявку в программу "Чистый воздух", которая, среди прочего, предусматривает и приобретение трамваев и троллейбусов. В прошлом году город вывел на линии несколько образцов такой техники, чтобы оценить, насколько надежной и эффективной она окажется в условиях Сибири.
- Например, важно, что новые троллейбусы имеют хороший запас автономного хода - до 30 километров. Это позволит более гибко выстраивать маршрутную сеть, опираясь на существующие линии. Мы также рассматриваем возможность за счет программы приобрести новые трамваи и приспособить их к специфике наших трамвайных путей, - пояснил Руслан Болотов.
"Адмирал" - современный флагман иркутского муниципального транспорта. Фото: Пресс-служба администрации Иркутска
В целом мэрия первыми результатами довольна. А значит, новому транспорту - быть.
- Обновляя и увеличивая парк муниципального транспорта, мы не только показываем направление, в котором должны развиваться городские перевозки, но и получаем возможность заместить частников на многих маршрутах. А значит, у нас появляется дополнительный рычаг воздействия: частным перевозчикам придется или соответствовать новым требованиям - в первую очередь экологическим нормам, во вторую - нормативам вместимости (то есть отказаться от маленьких "газелей" и пазиков в пользу больших удобных автобусов. - Прим. ред.), - или уйти с линий, - подчеркнул мэр.
Планируют ли иркутские власти переходить на брутто-контракты с транспортными компаниями или отдать хотя бы долю городских перевозок в концессию частным инвесторам?
- Мы сознательно не пошли по пути концессии, потому что это потребовало бы резкого повышения цены поездки - хотя бы до 50 рублей. Иначе модель не окупилась бы. Понятно, что рост цен на бензин, запчасти влияет на себестоимость перевозок и заставляет предпринимателей повышать плату за проезд, однако мы за поэтапные и взвешенные меры, - заметил Болотов.
Что касается брутто-контрактов - заключая такой контракт с перевозчиком, муниципалитет платит ему за количество перевезенных пассажиров, при этом транспортная компания обязуется выполнять условия периодичности рейсов, выхода транспорта на маршрут в невыгодные вечерние часы и перечисляет полученную за проезд выручку в бюджет, - то иркутская администрация не снимает его с повестки дня. Вот только сложность в том, как оперативно контролировать исполнение перевозчиками взятых на себя обязательств.
Пока же такая система де-факто опробуется на муниципальных маршрутах: если раньше они откровенно дотировались, то сейчас порядок компенсации, как обозначил мэр, все больше напоминает контрактную.
Семи- и даже девятибалльные пробки стали обыденностью для иркутян. Есть ли у городских властей план борьбы с заторами?
- Надо понимать, что центр Иркутска, построенный больше 100 лет назад, рассчитан на 50 тысяч человек, а по факту за сутки пропускает через себя несколько сотен тысяч. Без дорожных обходов города, без новых развязок эту проблему не снять. Сегодня мы возвращаем в генплан Иркутска транспортные коридоры и мостовые переходы, которые в прежние годы были несправедливо исключены из него, - это тоже необходимо, чтобы "расшить" городскую логистику, - признал Руслан Болотов.
Так, в Госэкспертизе находится проект Лермонтовской развязки. На пресс-конференции прозвучало, что практически все замечания экспертов по ней сняты. Осталось одно, самое принципиальное: требуется решить вопрос с выносом двух АЗС. В городской администрации уверены, что решение будет найдено в течение трех-четырех месяцев. Этот опыт очень важен для Иркутска, потому что в планах - Байкальская и Маратовская транспортные развязки.
Если смотреть на ситуацию в стратегической перспективе, то сейчас на областном уровне разрабатывают комплексную систему транспортного обслуживания населения всей Иркутской агломерации. В ней предстоит прописать и решения целого списка проблем: например, где разместить перехватывающие парковки и организовать пересадочные пункты, как упорядочить движение по Иркутску межмуниципального транспорта - сегодня на него приходится 2/3 городских маршрутов, он перегружает улицы города, оттягивает на себя приличную долю пассажиров (а значит, и доходов), а правила, которые устанавливает мэрия, на него не распространяются. Как только документ примут, у иркутских перевозчиков, по словам мэра, будет примерно год, чтобы перестроиться.
Вместо критики - сотрудничество
В Иркутске сложилась практика "депутатского фонда" - выделение относительно небольших сумм из бюджета на текущие нужды каждого избирательного округа. На какие именно - решают сами депутаты со своими избирателями. Что удалось сделать на эти средства в 2023 году?
- Практика в самом деле уникальная. За этим опытом к нам обращаются коллеги из других муниципальных образований - от Московской области до Владивостока. В 2023 году из бюджета Иркутска в "депутатский фонд" было перечислено 385 миллионов рублей. По 11 миллионов каждому из 35 депутатов. Эти средства направляются на благоустройство дворов, создание игровых и спортивных площадок, освещение, ремонт внутриквартальных проездов. Многие депутаты выделяют средства школам и детским садам для текущего ремонта. Нередко народные избранники объединяют средства своих "фондов", чтобы реализовать по-настоящему крупный проект, - рассказал Евгений Стекачев.
Например, сам Евгений Стекачев со своими коллегами Василием Донских и Иваном Гущиным выделили по три миллиона рублей из фондов на благоустройство общественного пространства вокруг муниципального катка "Иркутск" в Пади Долгой. Еще три депутата добавили средства на благоустройство парка Комсомольский.
- "Депутатский фонд" - быстрый и действенный механизм решения небольших, но важных для людей вопросов, которые сложно предусмотреть в рамках городского бюджета. Раньше это приводило к постоянной и безрезультатной критике исполнительной власти, а сейчас практика фондов позволяет оперативно откликаться на просьбы горожан, - заметил председатель Думы Иркутска.
Вдогонку за ранцами
Какие знаковые социальные учреждения в Иркутске открылись в прошлом году и появятся в 2024 м? Как город будет доводить до ума проблемные стройки?
- Конечно же, главным открытием 2023 года в Иркутске стало Суворовское училище - это проект, инициированный губернатором Иркутской области Игорем Кобзевым и поддержанный президентом РФ. Как человек, прошедший военное училище, я искренне завидую курсантам. Еще один значимый, хотя и неброский на первый взгляд, объект - культурно-досуговый центр "Марат". Мы полностью восстановили фасад исторического здания, провели полную реконструкцию. Парадоксально, но в Иркутске, где, казалось бы, столько театров, такая насыщенная культурная жизнь, остро не хватает подобных небольших учреждений, - отметил Руслан Болотов.
К сожалению, в том, что касается школ, Иркутск вынужден "догонять ситуацию" - в городе сложился больший, чем в других регионах и муниципалитетах, дефицит учебных мест. Фото: Пресс-служба администрации Иркутска
Евгений Стекачев напомнил, что в прошлом году открыл свои двери детский сад "Мамонтенок" в микрорайоне Ново-Ленино, крытый каток с искусственным льдом "Иркутск" в Университетском.
В 2024 году предстоит сдать учебные блоки для школ № 53 на улице Севастопольской и № 75 на Академической - здесь пришлось менять подрядчика, предыдущий явно не укладывался в сроки. Сейчас строители заливают уже второй этаж и обещают, что в декабре здание сможет принять учеников.
Евгений Стекачев и два его коллеги выделили по три миллиона рублей из фондов на благоустройство общественного пространства вокруг муниципального катка «Иркутск". Фото: Пресс-служба администрации Иркутска
- Идея пристроев к школам и садам в Иркутске доказала свою эффективность. И вопрос не только в дефиците земли, но и в себестоимости: квадратный метр пристроя почти в два раза дешевле, чем в новом объекте. А кроме того, нет тех сложностей, которые обычно сопровождают формирование любого нового коллектива. Есть готовый состав учителей, слаженный костяк, который принимает новичков и обеспечивает преемственность традиций и атмосферы учебного заведения, - подчеркнул мэр.
А еще по нацпроекту "Демография" строится трехэтажный детский сад в микрорайоне Нижняя Лисиха, в этом году планируют начать строительство нового здания лицея ИГУ - на улице Мелентьева, садика в ИВАТУ. Впереди - строительство двух больших школ - в микрорайоне Союз и на улице Ярославского. Для обоих объектов найдены подрядчики.
К сожалению, в том, что касается школ, Иркутск вынужден "догонять ситуацию": в городе сложился больший, чем в других регионах и муниципалитетах, дефицит учебных мест. Потребность в образовательных учреждениях колоссальная, а земельных участков под них не хватает. Но руководство города находит общий язык с застройщиками, которые идут навстречу нуждам горожан, изыскивают и передают городу территории под соцобъекты.
Пациентам прописали переезд
Иркутяне переживают: появится ли обещанная поликлиника на месте снесенного кинотеатра "Чайка"? Что будет с поликлиникой в историческом здании Русско-Азиатского банка - памятник архитектуры ветшает, ему нужна реставрация? И в целом: какова ситуация со строительством медучреждений в Иркутске?
- С 2014 года все полномочия, касающиеся медицины, в том числе и строительство больниц и поликлиник, перешли на областной уровень. Задача муниципалитета - найти и подготовить подходящий земельный участок. Все свои обязательства мы исполняем в полном объеме, работаем в тесном сотрудничестве с областным минздравом. И должен заметить, в последние три-четыре года ситуация сдвинулась с мертвой точки: если до 2019 года федеральный центр и областное правительство больше уделяли внимание районным больницам, ФАПам, то сейчас в Иркутске строится сразу две новые поликлиники - № 10, которая должна снять напряжение на Синюшиной Горе, и № 15 - на улице Баррикад, крайне необходимая, с учетом планируемой в этом районе жилой застройки. Запроектирована поликлиника № 1 в Солнечном - надеемся, ее строительство начнется в обозримом будущем, - ответил мэр Иркутска.
Что касается здания бывшего Русско-Азиатского банка 1910 года постройки, то поликлинике придется подыскать новое место. Реконструировать объект культурного наследия с учетом современных требований к медицинским учреждениям невозможно - не позволят охранные обязательства. Поэтому прием пациентов планируют перевести в здание на улице Карла Маркса, 9, где сейчас находится детская поликлиника. Ее в свою очередь тоже переведут - на улицу Каландаришвили, 12. А объект отреставрируют и разместят в нем что нибудь другое.
- Новая поликлиника № 5 - на месте демонтированного кинотеатра "Чайка" - появится обязательно. По информации Министерства здравоохранения Иркутской области, в этом году в бюджете региона предусмотрят средства на ее проектирование. Ожидается, что проект будет готов в 2025 году. На строительство потребуется около 2,5-3,5 миллиарда рублей, - заверил со своей стороны спикер городской Думы.
Найти ответ на годы вперед
Строители, энергетики, ученые говорят, что Иркутску жизненно необходим второй теплоисточник, сравнимый с Ново-Иркутской ТЭЦ. Какова позиция городской администрации по этому вопросу?
- Моя позиция однозначна: в городе с населением более 500 тысяч человек должно быть два крупных теплоисточника - это закон. Тем более что мощности Ново-Иркутской ТЭЦ исчерпаны, это ограничивает нас и в жилом, и в социальном строительстве. Конечно, это перспектива не на ближайшие год-два, скорее на десятилетие. Но думать об этом, планировать надо уже сейчас. Каким будет теплоисточник, на каком топливе он будет работать и где будет располагаться - эти вопросы обсуждаются со специалистами. Есть несколько вариантов - например, объединение Иркутска с энергосистемой Ангарска. Но, конечно, идеальным решением было бы строительство магистрального газопровода, - заявил Руслан Болотов.
Один из самых сложных, даже конфликтных вопросов для нашего города - что делать с бродячими псами. Каким, на ваш взгляд, не только как главы города, но и как его жителя, может быть выход из сложившейся ситуации - не сиюминутный, а на годы вперед?
- Я бы добавил, и как человека, который любит собак. В нашей семье живет уже пятое поколение московских сторожевых. И я отлично понимаю, что такое собака: это полная ответственность за нее как члена семьи. Сегодня на отлов безнадзорных животных город тратит уже больше денег, чем на летний отдых детей. Но собак на улицах не убывает. Это давно вопрос не о правах животных, а о бизнесе на них, - убежден Руслан Болотов.
Сегодня проблема решается, точнее, почти не решается, так: собаку отлавливают, стерилизуют (по крайней мере, по документам), чипируют, получают за это деньги из бюджета и выпускают обратно. А потом такая собака внезапно приносит щенков. Мэрия в качестве альтернативы предлагает безвозвратный отлов: животных не должны возвращать в город, это не среда обитания для них. Нужно предусмотреть строительство госприютов, регистрацию и чипирование питомцев, льготную стерилизацию и контроль за их содержанием в домах. И, разумеется, агрессивная собака должна быть изолирована любым способом. Город должен защищать своих людей.
Своих не бросаем!
Иркутск и иркутяне поддерживают не только своих земляков в зоне СВО, но и жителей Кировска, над которым Приангарье взяло шефство. Расскажите о том, как организована эта помощь.
- Мы оказываем поддержку не только мобилизованным землякам и добровольческим формированиям, но и нашим специальным подразделениям, которые выполняют важные задачи в зоне СВО. В общей сложности отправили более 300 тонн гуманитарной помощи, передали 44 автомобиля - довели прямо до зоны дислокации, ключи передали, что называется, из рук в руки. Помощь формируем по запросу, и если год назад это была одна история, то сегодня состав существенно изменился. С питанием, вещевым довольствием сегодня проблем нет - как человек в прошлом военный могу подтвердить, поскольку сам ездил к ребятам, садился с ними за один стол, ел то же, что и они, - заверил Руслан Болотов.
Сегодня, по словам мэра, основной запрос - это специальные технические средства. И Иркутск планирует организовать их производство. Первые образцы, по оценке Руслана Болотова, город сможет показать уже через месяц-полтора. И дальнейшую сборку вести планируется тоже в Иркутске - это обеспечит контроль над качеством.
Не менее важной миссией Иркутск считает помощь Кировску - с которым иркутян связывает немало общего. Школьная форма для детей, теплая одежда, праздничные подарки, прием делегаций - взрослых и детских - на берегу Ангары.
- А в декабре мы помогли украсить город - прифронтовой, подчеркну, город - новогодней иллюминацией. И глава Кировска передала нам слова благодарности от горожан, за то, что мы дали им возможность почувствовать настоящий Новый год, таким, каким он должен быть, - с елкой, иллюминацией, святящимися фигурами. И, что мне кажется очень важным, в этой работе, в сборе и отправке помощи участвует весь Иркутск - самые разные люди, - резюмировал мэр.