Обнолвено в 13:40
Euroclear должен заплатить. Российский суд впервые удовлетворил иск инвестора к бельгийскому депозитарию Euroclear. Как стало известно газете «Ведомости», иск летом прошлого года подал бывший сенатор от Чукотки Ефим Малкин, поскольку не получил 2 млн долларов доходов от погашения еврооблигаций нидерландской «дочки» «Лукойла».
Басманный суд Москвы взыскал в пользу Малкина требуемую сумму и проценты за пользование чужими денежными средствами, а также судебную неустойку. Размер неустойки — 50 тысяч рублей за каждый день неисполнения решения суда.
К тому же суд обязал Euroclear возобновить операции по счетам Росбанка для исполнения обязательств перед истцом, поскольку именно Росбанк вел учет ценных бумаг Малкина. При этом суд отклонил доводы Euroclear о том, что возобновить операции с Росбанком невозможно из-за санкций ЕС, поскольку санкции не соответствуют нормам российского права.
Euroclear не будет исполнять решение российского суда, говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова.
Кира Винокурова партнер коллегии адвокатов Pen & Paper «Я не вижу шансов для того, чтобы решение было исполнено. Такое исполнение решения российского суда за рубежом должно пройти свою процедуру легализации в зависимости от разной страны. То же самое происходит и в России, когда любое решение иностранного суда может быть исполнено, только если оно не имеет определенных дефектов или не противоречит публичному порядку РФ. Так и в ЕС это решение, принятое в РФ, о том, что нужно снять какие-то ограничения со счета, не исполнят, потому что законодательство ЕС предписывает сохранять эту блокировку».
Компания Euroclear, которая, как ни удивительно, прислала своих адвокатов в Басманный суд, пыталась указать на то, что Малкин преждевременно обратился за судебной защитой, сначала ему следовало обратиться за лицензией на разблокировку активов в казначейство Бельгии.
Суд же посчитал, что истец сам определяет выбор способа защиты нарушенного права и не обязан предпринимать дополнительные действия по обращению в иностранные государственные органы при причинении ему убытков.
Скорее всего Euroclear защищает свои интересы, поскольку в случае снятия санкций решения суда придется исполнять, говорит старший юрист практики коммерческих споров МЭФ Legal Марк Васьковский:
— Это обычная практика, когда компания защищает свои интересы всеми возможными способами. К тому же компании, обычно иностранные, окончательно не закрывают для себя российский рынок и продолжают поддерживать минимальные связи. То есть взыскание с них убытков в случае дальнейшего открытия рынка может породить новые споры и негативно скажется не только на их финансах, но и на репутации. Они защищают свои интересы, они по всем делам почти ходят, чтобы, возможно, донести свою позицию, использовать эти доводы затем в Бельгии при рассмотрении заявления на разблокировку активов либо при исполнении решения.
— В каких-то условиях это решение может сыграть какую-то роль, допустим, если санкции снимут, тогда это заработает. Или это ни в каком случае не заработает?
— Первый кейс взыскания с Euroclear это был банк СПБ, решения российских судов как раз и были одним из основания для разблокировки активов в Бельгии. Если будут сняты санкции, то данное решение, то есть может быть еще и задвоение сумм, то есть Euroclear должен будет восстанавливать операции, переводить ценные бумаги, так еще и уплачивать убытки.
За 2023 год процентные доходы Euroclear от инвестирования замороженных российских активов составили почти 4,5 млрд евро, об этом сообщается на официальном сайте компании. Это около 80% от доходов финансовой группы за год.