На Кубани судья в отставке не смог расширить свои владения за счет соседей
На минувшей неделе Четвертый кассационный суд общей юрисдикции отклонил жалобу жителя поселка Мысхако Игоря Пыленко, оставив в силе решение Октябрьского районного суда Новороссийска и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда. Как указано в определении, "доводы жалобы основаны на неправильном толковании закона". Таким образом, три судебные инстанции обязали Новороссийский отдел Управления Росреестра снять наконец-то с государственного кадастрового учета участок федеральной прибрежной земли, оформленный еще в 2016 году на маму судьи в отставке.
За тяжбой семьи Пыленко с малолетней узницей концлагерей Валентиной Михайловной Сазоновой "РГ" следит уже почти 20 лет. Ее родители, а потом и она, а теперь и ее дети, с незапамятных времен живут в прибрежной зоне поселка Мысхако, что под Новороссийском. Их жизнь протекала безконфликтно, спокойно, пока участок по соседству не приглядел Игорь Пыленко, в то время председатель Октябрьского суда города.
Буквально за месяц до подписания договора купли-продажи (оформлялся он на мать судьи, пенсионерку Зою Григорьевну Пыленко. - Т. П.) были изменены, как позже выяснилось, границы участка. В него вошла и дорога, ведущая к дому соседки, и сам он каким-то чудом "съехал" на восемь метров к морю, заняв часть общественного пляжа и 20-метровую водоохранную зону, перекрыв тем самым соседям выход к морю. Затем хозяин затеял там грандиозную стройку и выживание, по сути, Сазоновых с участка.
С его легкой руки началось уголовное преследование Валентины Михайловны якобы за "заведомо ложный донос" на светлейшего судью. Досталось и ее детям. (Подробно об этом читайте в публикациях "РГ" "Хорошо иметь домик у моря" от 20. 04. 2006 года и "Ирония судьи Пыленко", "РГ" от 19. 04. 2013 года.) Правда, разразившийся скандал в СМИ поразительным образом сказался на карьере Пыленко: он пошел на повышение, став председателем Тульского областного суда, а Валентина Сазонова за незаконное уголовное преследование в течение пяти лет получила два миллиона рублей от Министерства финансов РФ в счет возмещения морального вреда.
Но история на этом не закончилась. Игорь Пыленко быстро оставил пост председателя областного суда Тулы и вернулся в Новороссийск, возглавив в морской академии кафедру судопроизводства. И... продолжил расширять семейное владение в Мысхако. В 2016 году к участку его 80-летней мамы администрация Новороссийска без всяких на то законных оснований присоединяет часть природного пляжа, расположенного в шести метрах от уреза воды Черного моря. Все это делалось втайне.
- О том, что в 2016 году администрация Новороссийска присоединила к участку матери Пыленко часть берега моря, используя для этого новшество в земельном законодательстве именуемое "перераспределением земель", мы узнали гораздо позже, - рассказывает сын Валентины Михайловны. - Оказалось, что этим, так называемым "перераспределением", к участку матери судьи не только присоединили часть природного пляжа, расположенного в шести метрах от уреза воды Черного моря, но и окончательно перегородили общественный проход к морю с улицы Заречной. Потому что дорога, по которой раньше могли проходить люди, стала частной территорией.
И когда через три года эта информация стала достоянием гласности, глава города 21 августа того же 2019 года отменил свое постановление. Но к этому времени на Зою Григорьевну уже было оформлено свидетельство о праве собственности на вновь сформированный земельный участок. Сазоновы, узнав об этом, через суд потребовали у Росреестра снять этот участок с регистрационного учета и привести его в соответствие с прежними границами. Октябрьский райсуд Новороссийска иск 17 октября 2019 года удовлетворил и наложил арест на участок до исполнения решения суда.
Три года решение суда никто не обжаловал, и оно до сих пор, кстати, остается неисполненным. Возможно, виновата бюрократия. Но не все так кажется случайно. В марте 2022 года не стало матери Пыленко. Он вступает в права наследства всего участка с присоединенным к нему природным пляжем. Однако зарегистрировать его в Росреестре не может из-за наложенного на него судебного ареста. И бывший судья по привычке снова мобилизует, скажем так, все свое очарование.
Он обращается в суд, а точнее к судье, который раньше работал в его подчинении, с заявлением о разъяснении решения Октябрьского суда об аресте участка. И получает что нужно: мол, "наложенный судом арест не мешает Пыленко зарегистрировать свое право на участок как наследнику". Только снова Росреестр не идет на нарушения закона, настаивая, чтобы было отменено первоначальное решение суда. Он снова обращается в Октябрьский райсуд с заявлением о восстановлении ему пропущенного срока на апелляционное обжалование решения суда по иску Сазоновых к Росреестру. Октябрьский суд пошел навстречу своему бывшему начальнику, восстановив ему пропущенный еще три года назад срок на апелляционное обжалование. Но дальше судья в отставке споткнулся о принципиальность своих коллег. Краснодарский краевой суд, разобравшись в хитроумной схеме присоединения к земельному участку судьи водоохранных земель, отклонил апелляционную жалобу Пыленко. Тот не согласился с этим.
"Хочу, чтобы все было по закону", - заявил "РГ" судья в отставке. Только сам привык в жизни с ним не считаться
Проиграв апелляцию, он обжаловал решение в Четвертом кассационном суде, а заодно, видимо, как запасной вариант в достижении своей цели подает заявление в Октябрьский суд о снятии ареста, наложенного на участок с пляжем. И судья Алексей Головин арест снимает, забыв по какой-то причине, что по закону вступившее в силу решение не было исполнено, а значит, снять арест невозможно.
Однако все эти маневры не помогли судье в отставке добиться отмены решения, вынесенного в пользу Сазоновых. Как отмечено в определении Четвертого кассационного суда, доводы жалобы Пыленко
"не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене принятых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судом доказательств и не содержат иных обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений. Довод о том, что спорные правоотношения носят гражданско-правовой характер, основан на неверном толковании норм права и неверном определении обстоятельств дела..."
Продолжит ли мутить воду Пыленко в безудержной страсти стать владельцем пляжных метров, неизвестно. Но точно известно, что жалобы жителей Новороссийска о манипуляциях экс-судьи в администрацию президента РФ направили в СК РФ.