Почему даже огонь не поможет преступнику замести следы. Реальные истории сыщиков
Убийство на дороге
Не проходит и минуты, как в мире исчезает человек. И чаще всего - не по своей воле...
В ноябре 2020 года следственно-оперативная группа выехала в лес в одном из районов Кемеровской области. Морозную свежесть перебивал сильный запах гари. На проселочной дороге стоял выгоревший ВАЗ-2110. Машина была еще теплая, и сотрудники МЧС долго следили, не возникнет ли повторное возгорание. Эксперт-автотехник, пожаротехник, криминалисты осматривали автомобиль, территорию вокруг и останки человека в салоне. У него полностью сгорели руки почти до плеч и ноги до бедер, обгорела голова, нормальной кожи на теле почти не сохранилось. В салоне нашли сотовый телефон, на обгоревшей руке были часы. В этот же день установили личность хозяина машины. Это был 47-летний местный житель Александр. Его отец опознал на трупе часы сына...
У следователей было три версии, в том числе суицид - возможно, человек решил свести счеты с жизнью. Знакомые Александра рассказали, что он действительно говорил о смерти. Мужчину обвиняли в торговле наркотиками, он ждал суда под подпиской о невыезде, а длительный тюремный срок его очень пугал.
Другая версия - несчастный случай: машина была старая, владелец мог уснуть в автомобиле, а тот воспламенился. Эксперты выяснили, что у машины подтекало топливо, и это могло привести к возгоранию.
Но не исключалась и третья версия: совершено преступление, убийство. Экспертиза подтвердила: когда человек оказался в огне, он был уже мертв. Но вот что его убило - оставалось загадкой. Из-за значительного обгорания тела причину смерти не удалось установить даже после лабораторных исследований.
Тем не менее наличие в сосудах погибшего жировой эмболии неопровержимо доказывало, что погибший получил сильный стресс и был убит до того, как загорелась машина.
"Дело Коккеля"
Лично в моей практике это был не первый такой случай. В конце 1970-х в Черкасской области в похожей ситуации я даже отменил одно постановление о прекращении уголовного дела и довел его до суда. А впервые в мире такое исследование было проведено в Германии почти 100 лет назад. Это было очень интересное дело. В историю оно вошло как "дело Коккеля".
Произошла эта история еще в довоенной Германии. Некий коммерсант въехал на своем "Опеле" в столб. Автомобиль загорелся, и тело водителя извлекли из него совершенно обгоревшим. У полиции было две версии: сердечный приступ и самоубийство. Но когда выяснилось, что коммерсант незадолго до этого застраховался на очень большую сумму, а сразу после его смерти жена предъявила претензии на страховые суммы, возникли подозрения, что тут имеет место какой-то обман.
Страховая компания обратилась к известному судебному медику Коккелю. Тот провел вскрытие и установил, что мельчайшие кровеносные сосуды в легких погибшего человека закупорены светлыми, как вода, каплями. Это была так называемая жировая эмболия. А Коккель знал, что хирурги и патологоанатомы давно уже обратили внимание на то, что в результате ударов по телу, переломов костей, жестоких пыток наступает закупорка мелких сосудов легких частицами телесного жира, что ведет к прекращению кровообращения и смерти. Причем такая эмболия может развиться буквально в течение нескольких секунд. И в той или иной форме она всегда следствие внешнего насилия над жертвой.
Исходя из этого, Коккель пришел к выводу, что человек в автомобиле умер не от сердечного приступа и не покончил жизнь самоубийством, а был убит прежде, чем сгорел. И вероятнее всего, убит именно самим коммерсантом, который задумал страховое мошенничество. За женой подозреваемого сразу установили слежку. Довольно скоро стало ясно - ее муж не сгорел, он жив. Его задержали. Сначала он признался, что действительно в его машине погиб другой человек, но он его не убивал. Просто тот заснул, а когда они врезались в столб и машина загорелась, сам коммерсант якобы выскочил и от страха убежал.
Однако Коккель был уверен, что наличие эмболии опровергает эту версию. Он убеждал полицию, что человек в автомобиле погиб до пожара и погиб в результате насилия. В конце концов истина была установлена. Припертый к стене коммерсант сознался, что действительно сначала оглушил, а потом задушил потерпевшего и только потом уже аккуратно въехал в столб и сам поджег машину...
Но вернемся к нашему делу. В ходе следствия обнаружилась важная деталь. В прошлом Александр перенес серьезную черепно-мозговую травму, и врачи вмонтировали ему в череп специальные пластины с металлическими сетками. Следователи при разборе мусора на днище автомобиля искали эти специальные сетки, которые не могли сгореть - они титановые. Но ничего похожего в машине не нашли. Специалисты смогли собрать из останков образцы крови и выделить ДНК. Материал сравнили с ДНК родителей Александра, а также с биологическими материалами, которые собрали с его бритвы и одежды. Судмедэкспертиза выяснила, что генотип, выделенный из личных вещей, совпадает с генотипами матери и отца, но разнится с генотипом человека, сгоревшего в машине. Стало ясно, что это был не Александр.
Следственный эксперимент. Подозреваемый показывает, как убил несчастного бездомного, чтобы выдать его останки за свои. Фото: СУ СК РФ по Кемеровской области
"Извини, так надо"...
Дела, когда люди исчезают внезапно и при этом есть явные следы преступления, расследуются сотрудниками Следственного комитета. Кто же сгорел в машине? Куда делся ее владелец? Жив ли он? Следователи стали искать пропавшего Александра. Вместе с полицией устанавливали людей, с которыми он общался, изучали переписку в соцсетях, телефонные переговоры. Проверяли банковские счета, допрашивали, проводили обыски. В итоге вышли на человека, который занимался геологической разведкой на территории Кемеровской области. Он сообщил, что тот, кого разыскивают, жив-здоров, работает у него на прииске и там же живет...
Александр был задержан вблизи города Мариинска, рядом с таежной местностью. При первой же встрече со следователем заявил, что все расскажет сам - скрываться больше не может. Да, это он убил человека и сжег, чтобы запутать следы и избежать наказания за наркотики. Прежде чем примерить на себя роль убийцы, Александр попытался купить труп, обращался к нескольким похоронным агентам, но ему доходчиво объяснили: "Такое невозможно. Вы не на рынке". После этого он стал подыскивать лицо без определенного места жительства. Присматривался к людям на улице, заезжал в места, где обитают бездомные. И однажды заметил подходящего кандидата.
Несчастный хрипел, мол, зачем и за что его убивают? А душитель в ответ: "Извини-извини-прости, так надо". На допросе убийца признался, что не смог зарезать ножом - "он же не животное, он же человек"...
Хромой, плохо одетый человек рылся в мусорном баке. Бездомный легко пошел на контакт. Александр заманил его алкоголем в свой автомобиль. Расспрашивал о жизни, чем занимается, как живет. Узнав, что тот действительно не имеет определенного места жительства, а ходит и собирает банки, этим и перебивается, но уже устал от такой жизни, понял - вот он, тот, кто ему нужен. После выпитого спиртного и задушевных бесед в теплом салоне пассажир уснул. Очнулся уже в лесу. Ненадолго. И в последний раз...
Потом, при проверке показаний на месте преступления, Александр рассказал, как он в машине обнял жертву, развернул на себя и стал душить. Тот руками хватался за голову, хрипел, мол, зачем и за что? А душитель в ответ: "Извини-извини-прости, так надо".
На допросе убийца признался, что не смог зарезать ножом - "он же не животное, он же человек"...
- Решил задушить, как-то по-аккуратному. И прощения у него попросил, потому что забираю у него жизнь.
Чтобы запутать следы, Александр перетащил уже мертвого спутника на водительское сиденье, надел ему на голову шапку, на руку свои часы, положил телефон рядом с баночками, которые были у убитого в пакетах. В салоне автомобиля металлические баночки тоже были обнаружены, и свидетели, которых допрашивали, говорили, что Александр очень любил энергетики. И тогда решили, что это его баночки. Потом достал из багажника канистру с бензином, облил тело, автомобиль внутри и снаружи. А после поджег. Машина вспыхнула мгновенно. Убийца развернулся и, не оглядываясь, пошел по следам автомобиля.
Для следователя Следственного комитета Сергея Борисенко это было первое самостоятельное дело. Молодому специалисту удалось найти подход к арестованному и узнать многое об убитом: как тот выглядел, где бывал, что про себя рассказывал. Так жертва перестала быть безымянной. Убитого звали Андрей, ему было 48 лет. Молекулярно-генетическая экспертиза подтвердила личность погибшего. А убийца был изобличен в преступлении и осужден.