Войти в почту

Бывший главврач больницы «Матросской Тишины» получил семь лет колонии

Преображенский суд столицы вынес приговор бывшему главврачу больницы СИЗО «Матросская Тишина» Александру Кравченко. Суд согласился с версией обвинения в том, что медик злоупотребил должностными полномочиями при проведении медосвидетельствования, что якобы привело к незаконному освобождению четырех осужденных, а также в том, что он превысил должностные полномочия.

Бывший главврач больницы «Матросской Тишины» получил семь лет колонии
© BFM.RU

Обвинение требовало для подполковника внутренней службы девять лет колонии строгого режима. Суд назначил ему семь лет в колонии общего режима. С учетом времени, которое Кравченко провел в СИЗО, где один день приравнивается к полутора дням колонии общего режима, он отбыл уже почти три года и через полгода может подать ходатайство об условно-досрочном освобождении. Защита планирует подать апелляцию.

Срок за «спасение людей»

Поддержать Александра Кравченко в день вынесения приговора приехали члены семьи — жена, племянник, а также сестра. Все они были уверены — дело в отношении бывшего главврача «Матросски» было сфабриковано — и не стесняясь называли предъявленные ему обвинения «липой».

Когда подсудимого завели в зал, журналисты хотели задать ему вопросы, но все попытки общения пресек конвой. На оглашение приговора ушло буквально несколько минут, поскольку по новым правилам теперь оглашаются лишь вводная и резолютивная части приговора.

Услышав срок в семь лет колонии общего режима, племянник доктора не смог сдержать слез. Сам Кравченко не утратил присутствия духа. На вопрос судьи Валентины Лебедевой о том, понятен ли ему приговор, Кравченко ответил утвердительно и с иронией добавил: «Замечательно, что в День конституции выносят такие приговоры, когда человеку дают срок за то, что он спас других людей».

Первоначально арестованному в январе 2022 года главврачу «Матросской Тишины» следствие вменяло незаконное освобождение подследственных и осужденных за взятки (ч. 3 ст. 290 УК РФ), а перевод их в лучшие условия содержания квалифицировало как превышение должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ).

Однако корыстный мотив доказать не удалось — в ходе обыска на съемной квартире, где Кравченко проживал с женой и тремя детьми, обнаружили лишь 100 тысяч рублей. Ни счетов, ни подозрительных переводов или вкладов у медика и его семьи не нашли, хотя следствие проверило тщательно всех его близких.

Окончательная версия

В итоге обвинение в получении взяток по ч. 3 ст. 290 УК отпало, а действия Кравченко были переквалифицированы на злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК РФ — до десяти лет заключения).

Согласно окончательной редакции обвинения, медик, «ложно поняв указание руководства о снижении перелимита заключенных», решил разгрузить СИЗО, выпустив по медицинским показаниям четырех осужденных на свободу. При этом Кравченко, имевший 15-летний стаж работы, не организовал повторное дополнительное обследование этих лиц. Тем самым, полагает следствие, он совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 285 УК РФ.

Совершенное же им превышение должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ) выразилось, по мнению следствия, в том, что по указанию Кравченко без достаточных на то оснований в больнице «Матросской Тишины» несколько месяцев провел один из заключенных, некий криминальный авторитет, — тем самым главврач необоснованно «улучшил условия его содержания».

«Тяжкий ущерб»

В ходе судебного процесса, который длился с февраля 2022 года в закрытом режиме, фигурант вину отрицал. Адвокат подсудимого Дмитрий Рощин утверждает, что решение об освобождении четверых осужденных принимала комиссия врачей, в которую, помимо Кравченко, входили несколько его подчиненных. «Все они были допрошены, и никто, кроме его заместителя, не сказал, что на них оказывалось какое-то давление, сказали, что решение они приняли добровольно, — отметил адвокат. — Заместитель же, по нашему мнению, оговорил его, так как боялся, что его самого привлекут».

Дмитрий Рощин считает версию следствия о том, что Кравченко двигало желание получить от руководства «похвалу, поощрение и продвижение по службе», «ничем не подтвержденной фантазией». По мнению Рощина, потерпев фиаско и не доказав коррупционный мотив, следствие не захотело освобождать медика и придумало новый мотив — желание «разгрузить СИЗО, ложно поняв указание руководства о снижении перелимита заключенных».

Данный мотив, по мнению адвоката, также не выдерживает критики, как и то, что преступление якобы повлекло тяжкие последствия. Тяжкие последствия, по словам Рощина, как правило, означают большие материальные потери для государства, упущенную прибыль, катастрофы, смерть или самоубийство по вине обвиняемого лица. Согласно же фабуле обвинения, тяжкие последствия от действий Кравченко выразились в том, что по его вине «пострадал принцип неотвратимости наказания, а также авторитет ФСИН и занимаемой Кравченко должности», что нельзя считать тяжкими последствиями, полагает юрист.

Он подчеркнул, что никто из освобожденных Кравченко людей в итоге не совершил новое преступление. Их могли обратно заключить под стражу, но этого делать не стали. Ведь все они до сих пор тяжело больны, а лечащий врач одного из осужденных в суде показал, что состояние его пациента после освобождения только ухудшилось.

Заявление от бывшей подчиненной

Ранее газета «Московский комсомолец» сообщала, что Кравченко арестовали на основании доносов одного из подчиненных и докладной «куратора» тюремной больницы, с которыми у него был затяжной конфликт. По словам адвоката Дмитрия Рощина, данная информация соответствует действительности.

«Основанием для возбуждения уголовного дела послужила докладная записка его подчиненной, бывшей начальницы терапевтического отделения, которая была уволена по инициативе в том числе Кравченко за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, прогулы, а также за неподачу декларации о доходах», — привел подробности уголовного дела Business FM адвокат.

Не последнюю роль, по мнению юриста, сыграл конфликт с «кураторами» тюремной больницы из Управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России. Он возник, в частности, из-за того, что Кравченко добивался увеличения оплаты работникам больницы «Матросская Тишина». «Он был слишком инициативным, и начальству это могло не нравится, он был слишком непослушным», — говорит Рощин.

Главврачом больницы «Матросская Тишина» Александр Кравченко проработал чуть больше двух лет. До этого он работал заместителем начальника медико-санитарной части 77 ФСИН России. С его приходом в больницу «Матросской Тишины» значительно уменьшился отток персонала, а также увеличилось количество проводимых операций на территории больницы, рассказывала в суде руководитель медсанчасти Галина Тимчук.

Помимо лишения свободы, суд запретил Кравченко спустя два года после освобождения заниматься врачебной и организационно-распределительной деятельностью в системе Минздрава. Также он был лишен звания подполковника внутренней службы. О последнем прокурор даже не просил. «Этот момент является принципиальным для моего подзащитного, поскольку лишает Кравченко, отслужившего в системе ФСИН более 20 лет, выплаты ведомственной пенсии», — сказал Дмитрий Рощин.

Жалоба на приговор может быть подана в течение 15 дней.