Прокуратура потрабовала 13 лет для экс-губернатора Пензенской области

В «Матросской Тишине» в завершающую стадию вступил выездной судебный процесс по громкому делу бывшего губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева, обвиняемого в получении взяток на сумму более 30 млн рублей.

Прокуратура потрабовала 13 лет для экс-губернатора Пензенской области
© BFM.RU

В ходе прений сторон прокуроры сочли вину экс-чиновника доказанной и потребовали приговорить его к 13 годам заключения. Для предполагаемого взяткодателя, главы группы фармацевтических компаний «Биотэк» Бориса Шпигеля (бывший тесть и продюсер певца Николая Баскова), они запросили на год меньше — 12 лет колонии. Еще четверых подсудимых гособвинители предложили осудить на сроки от восьми до десяти лет заключения. Защита, которая начнет выступать в прениях сторон 1 декабря, намерена настаивать на вынесении подсудимым оправдательного приговора.

Для того чтобы подвести итоги судебного следствия, которое началось восемь месяцев назад, в марте этого года, прокурорам Елене Суховой и Антону Третьякову потребовалось в общей сложности более полутора часов. Заседание Измайловского суда Москвы, как и весь процесс, прошло в СИЗО «Матросская Тишина» по причине состояния здоровья Бориса Шпигеля, которого медики не рекомендовали конвоировать в суд.

Сроки для фигурантов

Анализ материалов дела начала Елена Сухова, а итог подвел Антон Третьяков. Гособвинитель счел полностью доказанной вину фигурантов, которым в зависимости от роли вменялись дача взятки, получение взятки, посредничество во взяточничестве, а также незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия и боеприпасов (ч. 5 ст. 291, ч. 6 ст. 290, ст. 291.1 и ч. 1 ст. 222 УК РФ).

Самое большое наказание в виде 13 лет колонии строгого режима прокурор запросил для главного фигуранта — бывшего губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева, получившего, по версии следствия, от Бориса Шпигеля в 2020 году 20 млн рублей на предвыборную кампанию. В обмен губернатор пролоббировал заключение с фирмами Шпигеля выгодных фармацевтических контрактов.

Также гособвинитель нашел полностью доказанным обвинение в получении Белозерцевым от Шпигеля еще 4 млн рублей наличными за общее покровительство компаниям бизнесмена, часов Breguet стоимостью 5,8 млн рублей, а также оказание услуг «имущественного характера» на сумму около 166 865 рублей в виде безвозмездного пользования автомобилем Mercedes.

Деньги и часы губернатор, согласно материалам дела, получил при посредничестве супруги бизнесмена Евгении Шпигель, директора ОАО «Фармация» (эта компания управляет аптечным бизнесом группы компаний «Биотэк») Антона Колоскова, своего родственника Федора Федотова, а также водителя Геннадия Маркова. Все они были арестованы в марте 2021 года и с тех пор находятся в СИЗО.

Бориса Шпигеля прокурор потребовал осудить на 12 лет колонии, Антона Колоскова приговорить к десяти годам заключения, а Евгении Шпигель дать девять лет. Для Федотова и Макарова прокурор запросил по восемь лет заключения. Причем всех мужчин Антон Третьяков просил отправить отбывать сроки в колонию строгого режима, а Евгению Шпигель — в колонию общего режима (по закону строгий режим для женщин в РФ не предусмотрен. — BFM).

У подсудимых, которых судят в актовом зале СИЗО, запрошенное наказание не вызвало всплесков эмоций. Более десятка адвокатов шести подсудимых попросили время для подготовки контраргументов. Судья Екатерина Степина пошла им навстречу и объявила перерыв в прениях сторон до 1 декабря.

«Четыре русских»

Защищающий Алексея Белозерцева адвокат Алексей Шуварин сообщил, что защита будет просить подсудимого оправдать за отсутствием события или состава преступления. Выступление своих оппонентов он назвал «слабым», заявив, что вина экс-чиновника доказана не была, а позиция прокуратуры основана лишь на предположениях. «Покровительство Белозерцева Шпигелю обвинение обосновало лишь показаниями одного-единственного свидетеля — заведующей складом одной из пензенских больниц. Она на предварительном следствии заявила, что существовала некая негласная установка Минздрава закупать лекарства только у «Фармации». Но в суде она свои показания изменила, сказав, что ее выводы — это всего лишь предположения и ей такого никто конкретно не говорил. Допрошенные в суде работники контрактной службы и главврач опровергли наличие таких указаний», — сказал Шуварин.

По его мнению, не более чем предположением являются и выводы, сделанные прокурорами из разговора Бориса Шпигеля и его жены Евгении, в котором бизнесмен в завуалированной форме назвал 4 млн рублей «четырьмя русскими», которые «ставят», а следовательно, просят передать. «Это не очень убедительное обоснование позиции исследованными доказательствами в суде, — полагает защитник. — Могу однозначно сказать, что ни один из почти 60 допрошенных свидетелей в суде не подтвердил версию о покровительстве Белозерцева компаниям Шпигеля, кроме вышеназванной свидетельницы, которая в суде изменила показания».

В свою очередь, адвокат Бориса Шпигеля Антон Кожемякин также назвал выступление обвинения «основанным на догадках», добавив, что речь защиты в прениях сторон займет не один день.

Признание вины и отказ

На следствии Иван Белозерцев первоначально признал вину в получении денег от Бориса Шпигеля на предвыборную кампанию, однако затем отказался от этих показаний, сказав, что оговорил себя и других фигурантов, так как следственные действия без сна и еды длились на протяжении 20 часов. Защита пыталась опровергнуть версию обвинения о получении наличности для Белозерцева Федором Федотовым с помощью денег из «банка приколов». Они, по словам адвокатов, хоть и влезли в сумку, однако ездить с ней по городу в общественном транспорте было нереально, так как наличность торчала бы наружу.

Получение 4 млн рублей от Бориса Шпигеля Иван Белозерцев изначально отрицал, как и получение в качестве взятки подаренных ему дорогостоящих часов. Их, как утверждал экс-чиновник, он пытался вернуть дарителю, как только узнал их стоимость. Однако это сделать ему не удалось, так как предприниматель улетел на лечение в Израиль. Сам Борис Шпигель на процессе также отверг факт дачи губернатору взяток, пояснив, что часть обналиченных у него денег он потратил на покупку в августе 2020 года редкой книги о коронации императора Александра II, изданную в XIX веке, за которую заплатил 8 млн рублей.

После того как в прениях выступят адвокаты и подсудимые скажут последнее слово, суд удалится на вынесение приговора. Предполагается, что он будет оглашен до Нового года.