Войти в почту

Станция – ожидание: почему в Петербурге так медленно строят метро и что с этим делать

Как в Петербурге строили метро после СССР В 2011 занимавшая тогда пост губернатора Петербурга Валентина Матвиенко утвердила отраслевую схему развития городского метрополитена. Горожане встретили эту новость с умеренным оптимизмом. Потому что за двадцать лет до этого, после крушения Советского Союза, подземка Северной столицы развивалась в рваном темпе – и он не соответствовал разрастанию жилых кварталов. В 90-е годы в Петербурге построили пять станций метро, в нулевые – шесть. Параллельно с этим шли другие работы по модернизации сетей, оборудования и капитальному ремонту вестибюлей. К началу десятых вопрос строительства новых станций уже стоял весьма остро. Согласно подписанной Матвиенко схеме, на эти цели должно было ежегодно выделяться по 30 млрд рублей. В 2013 году, уже при губернаторе Георгии Полтавченко, в план внесли корректировки. Итого петербуржцам пообещали 20 новых станций до 2020 года. Но что-то пошло не так, и к указанному сроку Северная столица смогла отпраздновать лишь открытие восьми станций. Последние три открыли двери в 2019 году на Фрунзенском радиусе: это «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». В августе 2021 года петербургская подземка пережила крупный кризис – генподрядчика «Метрострой», который отвечал за развитие метро, признали банкротом. Ему на смену пришел «Метрострой Северной столицы» (МССС). Какие новые станции метро построят в Петербурге В 2021 году правительство Петербурга заключило с МССС контракт на сумму почти 603 млрд рублей. По нему компания обязалась построить 20 новых станций метро и реконструировать 12 существующих до 2032 года – об этом в июле 2023 года заявил губернатор города Александр Беглов. Как можно заметить по соцсетям, многие петербуржцы недовольны темпами строительства метро в последние годы. Часто они предлагают сравнить по этому параметру свой мегаполис с Москвой. Там с 2011 по 2023-й запустили 114 новых станций. В Северной столице же их всего функционирует 72. Хватает ли денег Петербургу на новое метро Многие петербуржцы, транспортные эксперты и урбанисты указывают, что корень медленного развития метро Северной столицы – в слабом финансировании. По их мнению, на эти цели выделяется крайне малая часть от доходов города. «Если бы на метро выделяли деньги с таким же энтузиазмом, как, например, на развязки, капитальные ремонты и замену асфальта, то новые станции строились бы быстрее. У нас общественный транспорт, в принципе, пострадавший. А метро – его часть», – отмечает транспортный инженер, автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов. Президент НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Ходачек с тезисом о нехватке финансирования не согласен. «Основная проблема петербургского метро в том, что нарушен цикл: проектирование, экспертиза проектной документации, конкурсы с подрядчиком и выход на строительную площадку. Причина – банкротство «Метростроя». В Москве этот цикл не был нарушен. Дело не в превосходящем финансировании», – подчеркивает Ходачек. В бюджет Петербурга 2022 года на строительство метро в Петербурге было заложено 30 млрд рублей. Аналогичная сумма и – в следующем. Вице-губернатор Петербурга Алексей Корабельников тогда отмечал, что средства на эти цели обсуждаются «исходя из реальных возможностей генерального подрядчика». «Как только наш транспортный блок выйдет на более ускоренные темпы, мы будем готовы рассматривать вопрос увеличения финансирования», – говорил Корабельников. Александр Беглов отметил, что за последние два года Смольный профинансировал модернизацию и замену оборудования в метро на сумму 11,5 млрд рублей. Всего, по словам Беглова, на ближайшие три года в бюджете на новые объекты подземки и реконструкцию существующих уйдет 93 млрд рублей. Этой суммы вполне хватит для реализации заявленных планов, считает Ходачек. 30 млрд пойдут в дело уже в 2024 году. Основные вложения направят на развитие двух линий: Красносельско-Калининской и Лахтинско-Правобережной. Проблемы с оборудованием для строительства метро В 2022 году Александр Беглов рассказал, что одна из причин медленного метростроения в Петербурге – в оборудовании. По его словам, все доставшееся от обанкротившегося «Метростроя» находилось в залоге у банков. Они отказывались выдавать его до погашения долгов. Смольному пришлось подключать к переговорам Банк России и федеральное правительство. А новому генподрядчику в это время приходилось арендовать технику для работы по коммерческой цене. При этом экс-руководитель МССС Шмидт заявлял, что техника обанкротившегося предшественника была устаревшей. «То оборудование, которое есть, требует соответствующего ремонта, оно на ладан дышит. И нам нужно закупить новое оборудование», – признавался Беглов. Позже «Метрострою Северной столицы» на обновление технического арсенала выделили 12,5 млрд рублей. На эти цели были закуплены породопогрузочные машины, роботы-разрушители и прочее. На скорость работ также влияет и кадровый вопрос. По словам Александра Ходачека, число работников МССС сейчас составляет от трех до пяти тысяч. А исходя из заявленных целей по развитию подземки, надо пятнадцать, подчеркивает эксперт. Земельный вопрос в строительстве метро Трудности в строительстве метро, по словам Беглова, также связаны и с вопросом собственности земельных участков. Например, сказал губернатор, для строительства трех новых станций в Приморском районе в конце ветки по нормативам необходимо возвести депо. Однако эта земля принадлежит частникам. «Территории оказались в частных руках. Это порождает дополнительные переговоры и, соответственно сложности», – говорит Александр Ходачек. При этом метростроители говорят о сложности почвы в Петербурге для строительства метро. Однако Иван Вергазов замечает, что подземку обычно не прокладывают в местах с большим скоплением плохих грунтов. Попадаются лишь небольшие участки. Работа на них существенно на сроки и стоимость не влияет. «А проекты организации строительства метро в городе, в которых рассчитывается число техники, рабочих и срок строительства, создают по достаточно архаичным методикам – по стандартам 60–80-х годов», – говорит Вергазов. Политические причины проблем метро в Петербурге Главная причина медленного строительства метро в Петербурге – нехватка политической воли для ускорения этого процесса, считает эксперт транспортного развития территорий ООО «ЛабГрад» Илья Резников. «Все технические вопросы – решаемые. Но метростроительство – это сложная отрасль, которая требует специальных механизмов и кадров, которые нужно прицельно обучать. Для этого у города должен быть заказ на развитие метрополитена на долгие годы. А последние 30 лет метро строится у нас с одной и той же скоростью, по инерции. Управленческие решения в направлении ускорения практически не принимаются», – отмечает Резников. Фото: ФедералПресс / Анна Крючкова, Кирилл КонторщиковИнфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова

Станция – ожидание: почему в Петербурге так медленно строят метро и что с этим делать
© РИА "ФедералПресс"