Как готовят криминалистов
Практические занятия студентов-криминалистов в Академии Следственного комитета России (СК РФ) проходят в специальных комнатах, а роль преступников выполняют актеры. Для раскрытия учебных дел ученикам выдают специальные приборы, таким же оборудованием они будут пользоваться после выпуска. Именно так готовят криминалистов, чей профессиональный праздник отмечается ежегодно 19 октября.
История службы криминалистики начинается 19 октября 1954 года, когда указанием генерального прокурора СССР был создан институт прокуроров-криминалистов. С 2007 года такие сотрудники перешли в ведение Следственного комитета России, а в 2011-м криминалистов начали называть следователями.
Главное направление деятельности следователей-криминалистов — практическая и методическая помощь при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений против личности и половой неприкосновенности. В целях оказания практической помощи такие сотрудники выезжают на места происшествий, помогают фиксировать и изымать улики, оставленные преступниками.
«Криминалистика, в частности, разрабатывает средства, методы, приемы расследования преступлений с учетом самых современных способов их совершения», — рассказал ректор Московской академии СК РФ Алексей Бессонов в эфире телеканала «Мир 24».
По словам старшего преподавателя судебно-экспертной и оперативно-разыскной деятельности Академии СК РФ Тиграна Саакова, молодые люди, зная о сложности данной специальности и о том, какую ответственность приходится нести, «тем не менее стремятся к этому».
В академии учат будущих следователей-криминалистов грамотной работе и внедряют практические занятия, дают возможность пользоваться профессиональными инструментами, чтобы после выпуска сразу ввести новых сотрудников в работу.
Руководитель отдела криминалистики следственного управления по Республике Мордовия полковник юстиции Игорь Фабричнов рассказал, что применение криминалистической и специальной техники на первоначальном этапе расследования позволяет в кратчайшие сроки собрать доказательственную базу и в последующем направить уголовное дело в суд. По его словам, которые приводятся на сайте ведомства, для выявления отпечатков специалисты обычно используют экспертный свет и очки. То же самое на практических занятиях при раскрытии постановочных преступлений приходится делать и студентам-криминалистам.
«С момента совершения преступления остаются следы — от преступника, от потерпевшего. И эти следы недолго хранятся, поэтому нам надо их обнаружить, зафиксировать на камеру, изъять», — объяснил студент четвертого курса Московской академии Следственного комитета РФ Максим Слепокуров.
Криминалисты активно используют цианакрилатную камеру — она помогает фиксировать следы пальцев рук с изъятых предметов. В темное время суток, чтобы облегчить работу, применяется мобильное оборудование с одной или несколькими электрическими лампами высокой интенсивности и мачтой. Такое устройство называют световой башней. Видеть под землей следователям помогает детектор пустот — георадар. Это и другое оборудование используется для расследования преступлений, в том числе прошлых лет.
«Да, бывает, что нераскрытые дела годами лежат в архивах, но сегодняшние технологические и экспертные возможности позволяют нам делать то, что ранее было просто невозможно: мы поднимаем, изучаем и анализируем каждое давнее дело, заново исследуем уже полученные вещественные доказательства», — сообщил «Российской газете» глава Следственного управления Следственного комитета РФ по Нижегородской области Айрат Ахметшин.
На протяжении 14 лет, по его словам, оставались нераскрытыми изнасилование, совершенное на территории Городецкого района Нижегородской области, и схожее преступление, совершенное на территории Московского района Нижнего Новгорода. По этим делам установлена возможность проведения дополнительных экспертных исследований по имеющимся вещественным доказательствам. При проведении молекулярно-генетических судебных экспертиз установлены ДНК-профили лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. И таких примеров немало: наука развивается, а следователи-криминалисты продолжают совершенствовать свой профессионализм.