В Дагестане после взрыва возле АЗС на всех заправках начались ревизии
На минувшей неделе взрыв и пожар рядом с АЗС в Махачкале унесли жизни 35 человек, более ста получили ожоги и травмы разной степени тяжести. В результате происшествия повреждено 400 домов - гигантский ущерб для экономики региона. По мнению главы Дагестана Сергея Меликова, причиной трагедии стала "жадность и алчность" предпринимателей.
Расследование дела о взрыве возле АЗС на окраине Махачкалы продолжается в Дагестане даже спустя неделю. Следователи устанавливают все факты трагического происшествия, опрашивают свидетелей и очевидцев.
- Предприниматели нарушают правила безопасности, чтобы извлечь небольшую выгоду, - прокомментировал причины катастрофы Сергей Меликов. - Никак не может станция техобслуживания находиться поблизости от АЗС. Хотя бы по той причине, что техобслуживание предусматривает сварочные работы, а заправочный комплекс - хранение легковоспламеняющихся жидкостей и газа.
На данный момент известно, что владелец злополучной АЗС, возле которой произошла трагедия, ранее привлекался к административной ответственности за неисполнение требований сотрудников МЧС. Сейчас он заявляет, что все имеющиеся нарушения были устранены, иначе контролирующие органы не разрешили бы работать заправочному комплексу.
Сначала предполагали, что взрыв произошел на самой АЗС. Но теперь следователи склоняются к иной версии. Как выяснилось, предприниматель оборудовал на территории автосервиса, расположенного через дорогу от АЗС, большой склад, где хранил тонны взрывоопасной аммиачной селитры - азотного удобрения.
По одной из версий, 14 августа на автосервис заехала машина, водитель которой пожаловался на утечку в установленном газовом баллоне. В это время в мастерской не было света, газ стал накапливаться в помещении. А когда электричество включили, маленькой искры оказалось достаточно, чтобы газовоздушная смесь рванула и начался пожар. Как только огонь добрался до склада с селитрой, произошел сильнейший взрыв. Он был такой силы, что огненный смерч захватил АЗС и близлежащие строения, которые тут же вспыхнули, будто спички. Цена трагедии и безответственных действий оказалась ужасна - 35 жизней, среди погибших есть и дети...
Свою версию произошедшего высказал руководитель Ассоциации АЗС Дагестана Юсуп Чарабураев.
- На видео после взрыва хорошо видно, что резервуары на АЗС целы и невредимы, что говорит об отсутствии взрыва на самой заправке. Лично видел воронку от взрыва через широкую дорогу от АЗС. Мнение следователей таково: 14 августа в здании станции технического обслуживания при производстве работ по обслуживанию автомобилей произошло возгорание, после чего огонь перекинулся на соседнее помещение, в котором, по предварительным данным, хранилось легковоспламеняющееся удобрение, вследствие чего произошел взрыв, - рассказал Чарабураев.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РД Мурад Далгатов так охарактеризовал случившееся: "Халатность при ведении бизнеса" и продолжил:
- Я говорил неоднократно: несмотря на действующий в стране мораторий на проведение контрольно-надзорных мероприятий, все утвержденные законодательством требования необходимо неукоснительно соблюдать, - подчеркнул омбудсмен. - Иначе невозможно избежать подобных трагедий. Основная цель ведения бизнеса - это извлечение прибыли. Но в погоне за ней ни в коем случае нельзя забывать о той ответственности, которую несут предприниматели, оказывающие услуги, сопряженные с риском возникновения угрозы жизни и здоровью граждан.
К расследованию причин происшествия подключились правоохранители и надзорные органы. Следственный комитет Дагестана по факту произошедшей катастрофы возбудил уголовное дело по статье УК РФ "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц".
Остается главный вопрос: не пострадают ли в результате прессинга контролирующих органов добросовестные предприниматели?
Генеральный прокурор России Игорь Краснов поручил проверить законность размещения всех (!) автозаправочных станций в Дагестане. "В связи с чрезвычайным происшествием в Махачкале, повлекшим человеческие жертвы, дал указание оперативно проверить исполнение законодательства о промышленной и пожарной безопасности на топливных станциях. В ходе мероприятий будет дана оценка соблюдения градостроительных нормативов при размещении взрывопожароопасных объектов в населенных пунктах, в том числе вблизи жилых домов, школ, детских садов и лечебных учреждений", - заявил глава надзорного ведомства.
И проверки АЗС в республике уже начались. Впрочем, о необходимости ввести работу автозаправочных станций в правовое русло говорили в регионе еще много лет назад, поскольку владельцы заправок часто подозревались в сокрытии доходов.
Огнеборцам удалось потушить пожар на АЗС только к утру. Фото: Муса Салгереев / ТАСС
Несколько лет назад экс-глава Дагестана Владимир Васильев, занимая на тот момент пост главы региона, призывал занятых в этой сфере предпринимателей "обелить" бизнес. С владельцами АЗС был подписан меморандум в сфере оборота ГСМ, в соответствии с которым они приняли на себя ряд обязательств по выводу бизнеса из "серой зоны". Как потом отчитались власти, в течение года сборы налогов от АЗС увеличились на 44 процента, почти все АЗС встали на налоговый учет.
Но жителей республики беспокоит скорее не вопрос уплаты налогов владельцами АЗС, а безопасность данного бизнеса. Махачкалинцы много лет подряд обращаются в различные инстанции, требуя проверить законность работы АЗС, которых в городе более сотни. Часто они расположены рядом с многоэтажными жилыми домами. Несколько лет назад взорвалась заправка на большом городском проспекте имени Шамиля. Погиб один человек и трое получили ранения. Оказалось, что у хозяина АЗС и поставщика топлива отсутствовало разрешение на перевозку взрывоопасных материалов.
Сейчас на этой улице вблизи остановок и многоэтажек расположились десятки АЗС. В случае ЧП многочисленных жертв не избежать.
- Из-за хаотичной застройки Махачкалы не всегда понятно, что появилось раньше: дом со всеми разрешительными документами или АЗС, - делится наблюдениями политолог Альберт Эседов. - И теперь для обеспечения безопасности граждан надо решить - АЗС переносить или строение? Пока пошли, очевидно, по пути меньшего сопротивления, начав проверки автозаправок.
Сейчас власти настроены решительно, их позицию сразу после случившейся катастрофы прокомментировал глава Дагестана Сергей Меликов:
- Мы должны не только ликвидировать последствия чрезвычайного происшествия, но также извлечь уроки и сделать правильные выводы. Надо ломать сложившуюся систему. Не должны АЗС - объекты повышенной опасности - работать с грубыми нарушениями. Однако в республике практически на всех заправках оказывают услуги, не отвечающие требованиям безопасности. При этом мысли у владельцев только о том, как заработать и уйти от уплаты налогов.
С главой Дагестана нельзя не согласиться, но у жителей республики теперь остается один главный вопрос: не пострадают ли в результате прессинга контролирующих органов в том числе и добросовестные предприниматели, которые не допускают нарушений?