В России за последние дни произошли сразу несколько взрывов бытового газа в жилых домах. Самый страшный случай произошел в Нижневартовске. Известно как минимум о шестерых погибших. Почему происходят газовые ЧП и можно ли как-то предотвратить их повторение? Об этом в эфире телеканала «МИР 24» поговорили с исполнительным директором Гильдии управляющих компаний в ЖКХ Верой Москвиной.
Начнем с Нижневартовска, с самого ужасного случая. Глава МЧС Александр Куренков назвал ситуацию на месте обрушения дома непростой и подчеркнул, что завал очень серьезный. Там же один подъезд «сложился» практически полностью, и второй под угрозой обрушения. И под завалом, как говорит министр, могут находиться еще до семи человек. В разных источниках называют причиной взрыва газовый баллон, причем не один. Поскольку дом, насколько я знаю, не газифицирован. По вашей информации, что там могло произойти?
– Никто из экспертов сейчас не сможет точно сказать, потому что ведется расследование. И это правильно, предварительно можно только предположить.
Газ действительно взорвался, и действительно дом был не газифицирован. Если так на самом деле, значит, есть самовольные подключения к газовому баллону. На газовом баллоне готовить гораздо дешевле, чем на электрической плите, и собственники экономят. Тарифы растут, платежка удивляет с каждым месяцем. Собственник искал и будет искать альтернативные методы удешевления этих коммунальных платежей.
И такой газовый баллон, купленный в неизвестном месте, заправленный по правилам или не по правилам, никто не знает, принесенный в дом, стоил жизней такому количеству людей. Но поезжайте в маленькие города, вы на каждой кухне найдете такой баллон. На каждой кухне! Если уж говорить честно, то треть из них абсолютно не готова к эксплуатации.
Была информация о том, что в квартире, где произошел взрыв, то ли ремонт шел, то ли человек, который там живет, занимается натяжными потолками. А их как раз газовыми горелками и натягивают.
– Если речь идет о ремонте с использованием газовой сварки, и никаких противопожарных мер не соблюдалось, это катастрофа. Потому что баллоны во время газовой сварки должны стоять от подъезда на 5-15 метров. И эти трубы, которые в нашу квартиру при газовой сварке тянутся, должны быть бесконечными, до сорока, до пятидесяти метров они должны быть в длину. Если газовый баллон стоит здесь, и я тут варю какой-нибудь радиатор или стояк в квартире, да это 100% взрыв!
Возвращаясь к словам министра МЧС, он говорил, что накануне ЧП одна из жительниц дома обращалась именно к этому соседу из-за запаха газа. То есть пахло уже, была какая-то проблема. В принципе, можно было ситуацию предотвратить?
– Я еще ни разу не видела газового баллона, который не пахнет. При включении и выключении любого баллона, даже на дачах, в коттеджных поселках, утечка газа всегда есть. Всегда на кухне этим газом пахнет. Если баллон был изначально без этикетки, то, разумеется, этот запах можно было услышать на любом из этажей.
Не взрываются баллоны просто так. Если он не по технологии сделан, не так заправлен, старый, что-то еще. Здесь МЧС подскажет, когда разберутся. Явно, здесь было что-то одно: либо это ремонт с использованием газовой сварки, либо использование газового баллона в быту с целью удешевления коммунальных платежей.
Если говорить о совсем недавних происшествиях, помимо Нижневартовска, то после взрыва в Ярославле тоже говорят, что был газовый баллон. Екатеринбург – опять, говорят, баллон. И вы говорите, что бывают баллоны неизвестного происхождения, непонятно кем заправленные, сколько лет они уже служат, тоже непонятно. То есть любой человек может прийти в непонятное место, купить там наполненный пропаном-метаном баллон, принести его домой и поставить, так?
– Конечно! В этом весь ужас и состоит. Что стоят какие-то грузовики, наполненные газовыми баллонами. И к этому грузовику подходишь, за наличные деньги перегружаешь к себе эти баллоны и отвозишь к себе в квартиру. Надзора нет! Надзора не существует в этой отрасли, понимаете? За баллонным газом. Вот магистральный газ, который идет в наши дома, там все под контролем. А вот это – нет. Очень много частников, много каких-то левых фирм, которые качают эти баллоны, и сами очень сильно рискуют при заполнении этих баллонов газом. Ну и пожалуйста, сеют смерть.
Сейчас МЧС говорит, что будет добиваться внеплановых проверок газонаполнительных станций. Но если бывают и баллоны неизвестного происхождения, значит, надо искать и другие места, которые тоже проверять?
– Не так-то просто найти эти самостийные, подпольные газовые станции, которые в каких-нибудь сараях расположены. Вот человек и на дачу себе такой баллон привозит, в сарае он стоит у него или на летней кухне. А потом он такой же баллон так же покупает в подвале и в квартиру, в многоквартирный дом тащит себе на зиму. Заметьте, что все взрывы у нас происходят в отопительный период, когда на улице становится холодно. Значит, человек обогревает свою квартиру электроприбором, а чтобы сэкономить на электричестве, начинает готовить еду на газовом баллоне.
Если резюмировать все то, о чем мы говорили. Что нужно сделать, чтобы не было этих случаев, как в Нижневартовске, в Ярославле, в Нижнем Новгороде, в Екатеринбурге? Чтобы не повторялось это все?
– Дело в том, что если я, допустим, решу принести домой газовую плиточку, установить ее и к ней принести газовый баллон и подсоединить, я ведь спрашивать никого не буду! Меня охраняет 25-я статья Конституции, и я в свою квартиру могу никого не пустить, даже участкового. По решению суда кого-нибудь впущу. А так никого не пущу на порог. Никто и не догадается, что у меня стоит взрывоопасный предмет.
Как добиться того, чтобы такое не повторялось? Вот в Нижневартовске соседи же говорили, что пахло газом. Они куда-нибудь позвонили и сказали, что у них запах газа стоит в подъезде? В какую-нибудь службу они позвонили? Управляющей компании своей они позвонили? А управляющая компания, наверняка, сказала, что дом не газифицирован, откуда там газ? Вот и все.