На жителей Волгоградской области обрушилась волна IT-мошенничеств
За первый квартал 2022 года кибермошенники совершили 3068 IT-преступлений, связанных с уводом денег с банковских карт волгоградцев, похищен 341 млн рублей, и только 34 млн рублей возмещено пострадавшим. Ежегодно число случаев кибермошенничества увеличивается в 2 раза – таков побочный эффект тотальной цифровизации нашей жизни. Схемы отъема денег у населения постоянно меняются, используется актуальная повестка дня. Как не попасться на удочку мошенников, что необходимо делать, если вам поступил подозрительный звонок, рассказали представители МВД по Волгоградской области и регионального отделения Банка России.
Масштаб проблемы
В первом квартале текущего года наблюдалось снижение подобных случаев мошенничества по всей стране. Как выяснилось, в какой-то степени причиной этому послужила спецоперация российских войск на Украине. Именно на территории сопредельного государства расположены call-центры, откуда поступала большая часть таких звонков. Однако по итогам 5 месяцев правоохранители зафиксировали очередной всплеск обращений: очевидно, киберпреступники передислоцировались на новое место и уже оттуда продолжили свою противоправную деятельность.
Начальник отдела по противодействию преступлениям, совершенным с использованием IT-технологий, главного управления МВД России по Волгоградской области Максим Ананьев привел ряд цифр, которые хорошо описывают масштаб проблемы. Всего за 3 месяца 2022 года в России совершено 124 тыс. подобных преступлений. Из них раскрыто 34,7 тыс. В основном киберпреступники крадут деньги с банковских счетов россиян: зафиксировано более 28 тыс. правонарушений, раскрыто 11 тыс., общий ущерб составил около 1 млрд рублей. Преступления, квалифицируемые как мошенничество, совершаемое с использованием информационных и телекоммуникационных технологий и компьютерной информации, имели место в 59 тыс. случаев, раскрыто – 7 тыс., общий ущерб составил 23 млрд рублей.
Что же касается Волгоградской области, то за 4 месяца 2022 года число IT-преступлений – 3068, что на 362 больше, чем за аналогичный период 2021 года. Ущерб за первый квартал составил 341 млн рублей, удалось возместить пострадавшим 34 млн рублей.
– Основной предлог, который используют мошенники, – это звонок сотрудника банка, пытающегося узнать конфиденциальную информацию о вашем счете. Есть и более изощренные способы: в ваш гаджет могут быть внедрены программные продукты, которые позволят перевести деньги на счета преступников. Лучший способ избежать подобных неприятных ситуаций – повышение уровня финансовой грамотности населения, – отметил Максим Ананьев.
Как себя обезопасить
Начальник управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних главного управления МВД России по Волгоградской области полковник полиции Константин Титовский привел пример: недавно жительница Тракторозаводского района Волгограда перевела мошенникам 9 млн рублей.
– Сотруднику банка не нужна дополнительная информация по вашим картам, он и без этого может отследить ее по транзакциям, – предупреждает Титовский. – Он никогда не попросит вас пойти в банкомат, а пригласит в ближайший офис. Полицейские не станут привлекать граждан к оперативно-разыскным мероприятиям по телефону, не надо их перепроверять, они часто используют для общения телефоны-двойники силовых ведомств. Полицейские не будут просить по телефону деньги за урегулирование конфликта по ДТП, так как это уголовно наказуемое деяние.
Иногда доходит до того, что гражданам, которые не спешат выполнять требования позвонивших, грозят уголовным преследованием. Конечно, наиболее не защищены от всех случаев психологического давления пожилые люди.
Заведующий сектором информационной безопасности отделения по Волгоградской области Южного главного управления Банка России Олег Крюков рассказал, что Банком России создана база данных, где содержится информация о мошенниках и их сообщниках, так называемых дропперах. Банк России своевременно сообщает об этом кредитным организациям, которые обязаны встроить информацию в свои бизнес-процессы и проверять переводы по базе. Если возникнут какие-либо подозрения, сотрудник банка имеет право приостановить транзакцию на 2 дня.
– Сотрудники банка могут позвонить и поинтересоваться, инициировали ли вы как владелец карты тот или иной перевод. Достаточно только ответить «нет». Никаких дополнительных действий сотрудники банков не требуют, – пояснил Олег Крюков.
Он посоветовал по возможности сразу прекращать разговор, так как мошенники используют методы социальной инженерии, руководствуются в своих действиях подготовленными с помощью психологов скриптами – схемами разговора, где указано, как надо вести диалог и использовать то или иное эмоциональное состояние собеседника.
Представитель Центробанка также акцентировал внимание на том, что никаких якобы безопасных банковских счетов не существует – это миф, и посоветовал не переходить по ссылкам в интернете, которые вызывают у пользователей малейшее сомнение. Также Олег Крюков сообщил, что на сайте Банка России создан раздел, где перечислены наиболее распространенные способы мошенничества. Этот раздел постоянно обновляется.
Добавим, что Банк России регулярно выступает с инициативами по совершенствованию законодательства, которые призваны усилить борьбу с нарушениями в сфере IT-преступлений. Так, сейчас прорабатывается возможность предоставлять правоохранительным органам доступ в единую базу мошеннических операций, которую ведет Банк России, тогда отпадет необходимость запрашивать эту информацию у всех кредитных организаций.