«Переживали не за товар, а за сотрудников». Российские бизнесмены рассказали о потерях из-за ситуации в Казахстане
Экономический ущерб Казахстана от беспорядков мог составить 2-3 млрд долларов, такую оценку привел президент республики Касым-Жомарт Токаев.
Если раньше в день через границу переезжали около 100 машин, то сейчас в лучшем случае 20, рассказывает директор по развитию компании Transasia Logistic Аркадий Иванов. Когда речь идет о транзите грузов из Китая, то Казахстан можно объехать и привезти товары через Монголию или через Забайкальский край. Для грузов, которые идут через Казахстан, к примеру, из Киргизии или Узбекистана, альтернативы нет. Точнее, есть: через Туркмению, по морю в Азербайджан и далее. Но и стоить это будет в три-четыре раза дороже. Поэтому сейчас лучший вариант — это не загружаться и просто немного подождать, говорит Аркадий Иванов.
Аркадий Иванов директор по развитию компании Transasia Logistic «Для прояснения ситуации на границах с Казахстаном нужно какое-то время — минимум чтобы неделя прошла, потому что официально границы не закрыты ни для железных дорог, ни для автотранспорта, просто упала проходная способность этих погранпереходов, так же как и с Китаем. То есть при въезде машины прямо из Узбекистана в Казахстан на Москву необходимо оформление транзита. И вот эта система оформления транзита через Казахстан сейчас работает вполсилы, даже меньше. Поэтому очень большие задержки. Если машина казахская, например, едет, то проблем нет, а россиян останавливают, узбеков останавливают. Груз просто проверяется долго, все это растягивается по времени».
В то же время есть и хорошие новости: по словам собеседника, информации о разграбленных складах у него пока нет. Да, они последнюю неделю были закрыты, но о случаях мародерства неизвестно. В субботу, 8 января, региональный директор транспортной компании FS Mackenzie Павел Щербанев рассказывал Business FM, что по плану разгрузка машин в Алма-Ате планируется на 10 января. И в понедельник сообщил нам, что все прошло нормально.
Павел Щербанев региональный директор транспортной компании FS Mackenzie «Те машины, которые ехали у нас, сегодня были выгружены в Алма-Ате на складе. Все нормально. В обычном режиме, в среду грузится новая машина из Москвы. Другие клиенты пока ожидают более благоприятную обстановку. Только больше информационной потери, сложно было с водителем связаться. Так как у нас праздники, других потерь мы особо не ощутили на себе».
Продавец одежды компания Baon работает с казахстанскими партнерами по франшизе. Во время беспорядков магазины были закрыты. Если говорить о потерях, то сами торговые точки не пострадали. Но простой — это всегда ущерб, замечает президент Baon Илья Ярошенко.
Илья Ярошенко президент Baon «Естественно, потери есть. Страна не работала в течение недели, и, наверное, еще сколько-то будет такая неопределенная ситуация. Был отключен интернет, люди не знали, что делать. И поэтому магазины наших франчайзи не работали. Но, к счастью, ситуация нормализуется. Мы надеемся, что скоро все придет в норму. Магазины не пострадали, а простой — это ужасно, это мы по своим локдаунам знаем. А когда в стране случается такое, вся торговля останавливается и еще долго-долго приходит в себя».
У компании Finn Flare в Казахстане семь магазинов, разбросанных по всей стране. На момент вечера понедельника работали только два, один из них — в столице государства. В Алма-Ате торговая точка закрыта, есть еще магазин в Павлодаре, на северо-востоке Казахстана, но с этим городом нет связи, рассказывает гендиректор Finn Flare Ксения Рясова. Переживали не из-за финансовых потерь, а из-за сотрудников.
Ксения Рясова генеральный директор компании Finn Flare «Какие наши потери? Нам пришлось наскребать деньги на зарплату людям, которые были без денег, в то время когда выручки были нулевые. Не было выручки — магазины были закрыты. Нам повезло: те торговые центры, где мы представлены, не были разграблены, так же как и наш офис, и центральный склад. У нас товар весь застрахован в принципе, поэтому мы больше переживали не за товар, а за сотрудников».
Общий экономический ущерб власти Казахстана сейчас оценивают примерно в 2-3 млрд долларов. Пострадали около 1300 предприятий и организаций, более 100 торговых центров. Ну а если вернуться к рассказам бизнеса, то один из предпринимателей, занимающийся грузоперевозками, выразил надежду, что если ничего не поменяется, то к концу января все должно стабилизироваться. «Заканчиваю рассказ на оптимистичной ноте», — добавил бизнесмен.
Последствия беспорядков в Алма-Ате. Фотогалерея BFM.ru: