10 лет трагедии на нефтяной платформе "Кольская"
Самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) "Кольская" была построена в 1985 году финской судостроительной компанией "Раума Репола" - она предназначена для откачки нефти. Владельцем платформы была компания "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР). На протяжении долгого времени установка работала в Кольском заливе, потом ее сдали в аренду на Сахалин, а затем доставили в Магаданский морской торговый порт. 11 декабря 2011 года с Камчатки платформа отправилась в порт Корсаков на Сахалине - буксировал ее ледокол "Магадан" и транспортно-буксирное судно "Нефтегаз 55". Спустя пять дней пути погода ухудшилась. Один из осуществлявших перевозку сотрудников увеличил скорость движения, чтобы быстрее преодолеть непогоду. В результате на наружной обшивке корпуса установки образовались трещины. Экипаж доложил компании-владельцу о происшествии и попросил разрешения опустить опорные колонны, чтобы стабилизировать судно и перейти в режим дрейфования. Однако в АМНГР делать это запретили. "Было в машине много воды, льет в переборке в машине, за переборками, на первом этаже, в туалете, через люки, через унитаз. Да, трещины были в дне корпуса буровой снаружи по переборкам", - рассказал уже в ходе судебного разбирательства один из выживших. С 17 по 18 декабря 2011 года под воздействием шквалистого ветра до 25 м/с и волн высотой до 4-5 метров на самоподъемной плавучей буровой установке (СПБУ) "Кольская" сорвало обтекатель носовой опоры. Произошло затопление балластных цистерн, нарушилась герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе. Воды в машинное отделение поступало больше, чем могли откачать насосы - судно начало тонуть. Только спустя сутки руководство "Арктикморнефтегазразведки" дало указание опустить опорные колонны, но из-за крена этого сделать уже не получилось. "Все механизмы "ног" были заморожены, опустить их было невозможно. Слишком обморожено все было, особенно на передней "ноге" N2. Она вся была как груда льда", - рассказывала на суде Наталья Дмитриева, дочь погибшего капитана "Кольской" Михаила Терсина. Сигнал бедствия с самоподъемной плавучей буровой установки (СПБУ) "Кольская", которая находилась посреди Охотского моря, поступил в 09.24 по местному времени (02.24 по мск) 18 декабря, несмотря на запрет руководства. На борту находились 67 человек. Однако было уже поздно - спустя три часа "Кольская" опрокинулась и затонула, опустившись на глубину более тысячи метров. Ближайшая суша была в 200 км - там находился мыс Терпения. Экипажи, буксировавшие платформу, начали спасать коллег - им удалось вызволить 14 человек. Поиск других был осложнен штормом. Позднее к спасательной операции присоединились два вертолета Ми-8 компании "Авиашельф" и самолет Ил-38 Тихоокеанского флота. Найти живых им не удалось. Уже 19 декабря на место происшествия прибыл самолет Ан-74 Дальневосточного авиационно-спасательного центра МЧС России, который в течение нескольких часов осуществлял воздушную разведку для поиска пропавшего экипажа - найти им удалось только пустую спасательную шлюпку. В течении еще четырех дней спасатели пытались найти людей, но затем операцию свернули, поскольку к Охотскому морю приближался глубокий циклон. В итоге удалось найти тела 17 человек. Еще 36 числились пропавшими без вести до 27 июля 2012 года - тогда суд признал их погибшими. Сразу же после трагедии было возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". Следствие полагало, что при буксировке не учли сложные погодные условия. При этом главный инженер компании-владельца утверждал, что экипаж, перед тем как приступить к буксировке, получил пятисуточный благоприятный прогноз. "Он знал, что там ужасный шторм, что там плохая видимость. Он знал, что этого делать нельзя. Об этом буквально кричали те, кто был с ним. Они хотели, чтобы экипаж сняли с этой буровой, чтобы было меньше людей", - заявляла дочь погибшего капитана установки. Расследование завершилось только в начале мая 2012 года - в Ространснадзоре заявили, что владелец установки буксировал ее в неположенное время года, не должным образом подготовил платформу к движению, не обеспечил ее безопасное перемещение, а также вовремя не отреагировал на заявление сотрудников о ЧП. "Ее тащил этот маленький буксир "Нефтегаз 55", который принадлежит "Арктикморнефтегазразведка". А это самоподъемная платформа, не плавучая. Он ее тащил, как корыто, из которого торчат рожки-ножки. А ведь из Мурманска на Камчатку ее другое судно тащило - грузовое судно "Трансшельф", на которое платформа сверху грузится. А тут ее тащили, как коробку, по воде. Почему не заказали судно? Стоит денег", - отметила в разговоре с газетой "КП" супруга механика СПБУ "Кольской" Елена Богуш. В 2015 году в Мурманске начался судебный процесс. Обвинение предъявили двум руководителям ОАО "Арктикморнефтегазразведка", бывшему и. о. главного инженера Леониду Бордзиловскому, а также экс и. о. замгендиректора по безопасности мореплавания Борису Лихвану. В декабре 2016 года обвинение предъявили и бывшему следователю Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ Виталию Фердеру - он фальсифицировал доказательства при расследовании трагедии. 3 мая 2017 года Первомайский суд Мурманска приговорил бывших и. о. руководителей компании "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР) Бориса Лихвана и Леонида Бордзиловского к шести годам заключения в колонии поселении.