Взрыв в автобусе в Воронеже: эксперты на данный момент исключают использование взрывчатки
Детонация газовоздушной смеси в емкости — одна из версий взрыва автобуса в Воронеже. Использование взрывчатки пока исключается, сообщил «Интерфаксу» информированный источник. Версия о том, что рванули газовые баллоны, также не подтвердилась — автобус был дизельным. Число пострадавших в пятницу выросло до 22 человек. Число жертв не изменилось — погибли две женщины.
С момента взрыва прошло уже много времени — а что послужило его причиной — так и неясно. С видеорегистраторов видно, что источник взрыва был с левой внутренней стороны автобуса, ближе к его задней части. Ударная волна идет снизу вверх и влево, выносит левую стенку, пробивает крышу, выбивает стекла. Звучит серьезно, но взрыв не назовешь очень уж сокрушительным — два человека погибли, но всего в салоне было 35 пассажиров, и у большинства — относительно легкие травмы: ушибы, контузии и ссадины , как сообщали в местном Депздраве.
В первые часы была, казалось, самая очевидная версия — взрыв газобалонного оборудования. Компания-перевозчик «АТП-1» сразу заявила, что ее автобусы — дизельные, хотя ранее ее ловили на кустарных переделках под газ, и штрафовали. Говорили о том, что баллон для газовой горелки мог везти один из пассажиров. Тем не менее, никаких баллонов на месте взрыва так и не нашли. Версию использования взрывчатки спецслужбы тоже отметают, пусть и не окончательно. Говорят, что не обнаружили аммиачных соединений, а значит — и взрывчатки не было. Появился новый, несколько вычурный вариант — что кто-то намеренно привел к детонации газо-воздушную смесь в некой емкости. Отказываться от версии взрывчатки — нельзя, считает эксперт-взрывотехник Дмитрий Симкин. А газовая версия, по его мнению, не выдерживает никакой критики — условия закрытого помещения в салоне создать нельзя, а от баллона осталась бы большая часть:
— Физически это создать в автомобиле практически нереально. Люди не должны в него заходить, не перемешивать воздух, ничего. Где баллон-то на самом деле? Он на куски не разваливается при взрыве, он как был баллон раскореженный... А если такой силы баллон взорвался, то это приблизительно литров на 20. Либо это кислородные баллоны должны быть.
— Аммиачные соединения, которые не нашли, они действительно в любую взрывчатку входят?
— Если искать взрывчатку, как аммонал или аммониты, которые применяются при горно-взрывных работах — тогда там применяется аммиачная селитра. Тогда это может быть. Если они искали именно это. Но есть куча взрывчаток, которые тяжело найти. Они не выделяют данный состав, это профессиональные взрывчатые материалы и все такое».
На что еще советует обратить внимание эксперт — автобус после взрыва не потерял целостность конструкции, его не разорвало, каркас остался цел и даже не погнулся, что было бы типичным признаком взрыва газа. Еще один момент, говорит взрывотехник — пол автобуса в салоне, рядом с сиденьем, оказался вздут и раскрыт. Это перекликается с сообщениями телеграм-каналов. Писали, что взрыв произошел внутри салона, с левой стороны, рядом с задним колесом автобуса. Что некий предмет оставили под пассажирским сиденьем. Пока, говорит эксперт, самой вероятной версией видится использование самодельной взрывной смеси комбинированного типа, закрепленный на днище автомобиля. Сейчас криминалисты и взрывотехники продолжают искать следы и собирать анализы с места взрыва. Врачи осмотрели пострадавших и заявили, что ранений от инородных объектов не обнаружили. То есть не было поражающих элементов, рассказывает старший корреспондент «Российской газеты» в Воронеже Антон Валагин:
Антон Валагин старший корреспондент «Российской газеты» в Воронеже «В ряде СМИ появилось сообщение о жалобах пострадавших на осколки, которые вонзились им в кожу. Эта информация не подтвердилась. В Воронеже усилены меры безопасности. Водители и диспетчеры проверяют каждый салон, то есть когда автобус приходит, он высаживает пассажиров, а затем водитель проходит по салону, осматривает его, если обнаруживаются какие-то бесхозные вещи, то он обязан поставить в известность диспетчера, вызвать спецслужбы и они уже ими занимаются. Кроме того, водителям приказом запретили возить с собой канистры с водой. Они нужны, чтобы помыть руки где-нибудь, и хотя это не положено, но раньше на это закрывали глаза, теперь их заставили все эти канистры повыбрасывать».
Пока основной версией ЧП у следствия остается неисправность технического оборудования. Возбуждено уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Расследование координирует Национальный антитеррористический комитет, и уже объявил, что разыскивает всех «причастных лиц».
Власти региона заявили, что родственники погибших и пострадавших получат компенсации. Семьи погибших получат по миллиону рублей, тяжелораненые — получат по 500 тысяч рублей.