Память о трагедии: фотограф из Армении выпустила книгу об очевидцах Геноцида
День памяти и скорби. Армяне вспоминают жертв Геноцида – первого в XX веке. В 1915-м Османская империя истребила полтора миллиона армян, около 600 тысяч были депортированы. Истории тех, кто выжил, собрала в фотопроект Назик Арменакян. С автором книги встретилась корреспондент телеканала «МИР 24» Ирина Мкртчян.
В этой семье Назик Арменакян – всегда желанный гость. Она, фотограф-документалист, приходила сюда в 2015-м к Мари Хабикян – одной из героинь проекта «Выжившие». Во время Геноцида ей было восемь лет. Семья жила в провинции Малатия Западной Армении. Сейчас историю женщины рассказывает ее сын.
«Всех мужчин отправили якобы на строительство водопровода и убили. Из огромной семьи в живых остались только мама и бабушка. Они схитрили – сказали, что католики, тогда вышел приказ их не трогать. Матери повезло – ее сдали в американский детский дом, где она прожила до 1921 года», – рассказал сын героини книги «Выжившие» Армен Варданян.
Над проектом «Выжившие» Назик работала десять лет. Искала героев по всей Армении, каждому к тому моменту было больше ста лет. К первой собеседнице фотограф так и не успела.
«Когда я подъехала, из дома выносили катафалк. Я спросила, кого они хоронят. Оказалось, это именно Ашхен Аветисян, которую я должна была фотографировать. Я отошла от шока, и все-таки решила сделать фото, на котором сыновья провожают ее в последний путь», – вспоминает фотограф-документалист.
В книге Назик – 45 человек, 45 историй о потери семьи, дома, Родины. Они пережили массовые репрессии, выиграли Вторую мировую, стали свидетелями распада Советского Союза и становления независимой Армении. Рассказать о Геноциде они смогли только в начале 90-х. А сегодня никого из них нет в живых.
«Я видела, какие они старые. Было ощущение, что они ждут меня. Я стала тем человеком, который сделает их последнее фото и расскажет миру о трагедии, которую они пережили. Был дедушка, который сказал, что прожил так долго, чтобы своими глазами увидеть торжество справедливости», – говорит Арменакян.
Фотографии из книги Назик опубликовали в The New York Times. В Лос-Анжелесе, где проживает самая большая армянская диаспора, проект имел успех.
Но мечта всех выживших – хотя бы раз увидеть родной дом – так и не сбылась. По всему миру проживают около восьми миллионов армян. Сегодня уже четвертое поколение говорит «Мы помним и требуем» ради признания Геноцида.
В 1995 году на территории мемориального комплекса Цицернакаберд был открыт Музей-институт Геноцида, где собраны документальные свидетельства первого геноцида XX века.