Алексей Навальный отправится в колонию. Решение о замене его условного срока в 3,5 года по делу «Ив Роше» реальным принял Симоновский суд Москвы. Этого требовала Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), которая обвинила политика в том, что он шесть раз в течение 2020 года пропустил явку в уголовно-исполнительную инспекцию (УИИ). Сам Навальный факт нарушений отрицал. Он подчеркивал, что до момента отравления ходил туда отмечаться дважды в месяц (такая обязанность была возложена приговором суда), но делал это не по понедельникам, а по четвергам. Год нахождения под домашним арестом Навальному засчитали за день нахождения в колонии, таким образом, политику нужно будет отбыть два года и почти восемь месяцев.
Заседание Симоновского суда было выездным и проходило в Мосгорсуде. Здесь к громкому разбирательству подготовились основательно. Уже на выходе из метро «Преображенская площадь» пассажиров с утра встречали усиленные наряды полиции. Стражи порядка в полной амуниции — бронежилетах и шлемах — попадались и через каждые 50 метров по дороге к суду. На входе в здание установили металлические ограждения и пригнали эвакуаторы, поливальные машины и автобусы. Последние были самыми разными — от синих городских до полицейских, которые обычно используют для задержания демонстрантов. Пройти к зданию можно было лишь по редакционным удостоверениям, время от времени стражи порядка также требовали редакционные задания.
Вокруг Мосгорсуда ОМОН и большие пробки. (Извините за грязное стекло) pic.twitter.com/zwtQF0Rxz9
— Олег Козловский (@kozlovsky)
На территорию Мосгорсуда журналистов пускали по спискам. «Пишущих» репортеров набралось 108 человек. Всех входящих подвергали тщательному досмотру. Пока шел процесс полиция задержала 370 человек из числа сочувствующих политику — их увезли в ОВД «до выяснения обстоятельств».
Само заседание проходило в самом большом зале апелляционного корпуса, в стенах которого слушалось не одно громкое дело. Именно тут суд поставил точку в деле экс-главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, вора в законе Шакро Молодого и фигурантов дела «Нового величия».
Перед началом процесса выяснилось, что в деле сменили судью: место Юлии Окуневой заняла Наталья Репникова. В отставку ушел и председатель Симоновского суда Вячеслав Детишин. Он написал заявление за две недели до истечения полномочий. Это навело некоторых на мысль, что Детишин не захотел иметь отношения к процессу.
«Привилегированное» положение
Поддержать Навального в суд приехала его жена Юлия. На процесс политика доставили из «Кремлевского централа» — специзолятора № 99/1, расположенного на территории «Матросской Тишины».
Навального поместили в камеру с бронированным стеклом. Когда судья пояснила, что ему, в отличие от других участников процесса, не нужно включать микрофон, он заметил: «Значит, я в привилегированном положении?» И тут же уточнил: «Вы не представились. Вы судья Окунева?» «Нет, я судья Репникова, давайте не нарушать регламент, я представлюсь позже», — оборвала его председательствующая.
В самом начале процесса адвокаты просили приобщить ряд документов. В частности, справку из берлинской клиники Charite от 15 января, которая гласила, что с 22 августа по 23 сентября 2020 года Навальный находился там на лечении после тяжелого отравления, 24 дня пробыл в реанимации, а потом наблюдался амбулаторно. «Он закончил лечение 15 января и если бы не был задержан, то в понедельник утром [18 января] он, конечно бы, поехал в инспекцию, чтобы отметиться», — заверил адвокат Вадим Кобзев.
Его коллега Ольга Михайлова приобщила решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Он в 2017 году признал нарушенным право ее подзащитного на справедливое судебное разбирательство и обязал РФ отменить приговор по делу «Ив Роше». Политику и его младшему брату Олегу Навальному (он получил реальный срок в 3,5 года) присудили более 80 тысяч евро компенсации. «Данное решение по факту не исполнено, компенсация выплачена, но решение суда не отменено», — указала адвокат. Она напомнила, что в апреле 2018 года президиум Верховного суда не захотел отменить приговор.
После этого представитель 15-й УИИ столичного УФСИН Александр Ермоленко изложил доводы ведомства. Он утверждал, что Навальный нарушил возложенную на него обязанность не реже двух раз в месяц отмечаться в течение шестилетнего испытательного срока, который закончился в конце 2020 года. Политик шесть раз не явился в УФСИН в течение 2020 года, сказал он. Причем игнорировал явку Навальный, если верить инспектору, с января: в феврале и марте и вплоть до пандемии. С апреля политик отмечался дистанционно. В июне, июле и в августе Навальный также пропускал регистрацию в УФСИН.
«Пропавший» пациент
Ермоленко отметил, что нахождение Навального в немецкой клинике было учтено инспекцией, однако после выписки из госпиталя 23 сентября Навальный пропал: на сайт филиала уголовно-исполнительной инспекции он не заходил, с инспектором не связался. При этом политик свободно перемещался по территории Германии и давал интервью, указал инспектор.
Он сообщил, что в итоге 29 декабря 2020 года Навального объявили в розыск. Александр Ермоленко пояснил, что было достаточно двух нарушений за год для того, чтобы просить заменить ему условный срок реальным.
«Осужденному выносились предупреждения, разъяснялись последствия о возможности замены условного срока реальным. На основании принципа гуманизма инспекция надеялась, что осужденный Навальный изменит отношение к исполнению приговора суда и встанет на пусть исправления. Однако Навальный должных выводов не сделал и на путь исправления не встал», — сказал представитель УФСИН.
На это адвокаты оппозиционера отметили, что, выйдя из госпиталя, Навальный не прекратил лечение. Он начал реабилитацию — амбулаторное лечение и курс интенсивной физиотерапии. Адвокаты подчеркнули: инспекция была письменно уведомлена о том, что Навальный находится на лечении в Берлине, ей выслали письмо, указав адрес Навального в Берлине.
«Вся страна, весь мир знали, что он лечится в Германии», — сказал Вадим Кобзев. Он удивился тому, что инспекторы выезжали по московскому адресу политика и опрашивали соседей. Также они не пытались связаться с ним, адвокатом Навального, хотя в деле был его ордер.
На эти претензии представитель ФСИН заявил, что инспекция не осуществляет контроль осужденных за рубежом, а лишь следит за исполнением ими наказания по месту жительства в России.
Закон и школа
Периодически на помощь инспектору приходила прокурор Екатерина Фролова. Это не осталось без внимания Навального. «Мы видим, что когда инспекция плавает в луже, прибегает его спасать девушка с подполковничьми погонами», — заметил политик. «Президент сказал, что я был направлен на лечение в Германию? Вы и этого не слышали?» — спрашивал он. Осужденный не мог понять, какие еще справки требовались инспекторам, чтобы убедить: он на самом деле лечился за границей, а потом восстанавливался. «Неужели 20-дневная кома не уважительная причина?» — уточнил он.
«Дорогой товарищ капитан, — обратился Навальный к инспектору, — с вами, наверное, было такое в детстве, что вы физкультуру прогуляли, а потом вы принесли справку из больницы». Он выразил недоумение по поводу того, что ФСИН нужно было направить «промежуточную» справку о продолжении им амбулаторно лечения. «Вы, Алексей Анатольевич, не сравнивайте закон со школой», — парировал инспектор.
Позицию ФСИН поддержала прокурор Екатерина Фролова. Она сочла требования УФСИН о замене условного срока реальным обоснованными и просила их удовлетворить. Политик в итоге назвал представителя надзорного ведомства «достойной дочерью режима».
Навальный отверг обвинения в том, что намеренно пропускал процедуру регистрации. «Я в вашу драную инспекцию приходил два раза в месяц», — в сердцах воскликнул он. По словам оппозиционера, в 2018 году инспекторы захотели чтобы он ходил отмечаться по понедельникам, но иногда их устраивали и четверги (по этим дням Навальный отмечался ранее, начиная с 2014 года). «Но я взрослый человек, у меня есть семья, работа (он оформлен как индивидуальный предприниматель. — Business FM), планы. Поэтому я как ходил по четвергам, так и ходил, — объяснил он. — Если вас не устраивает это, так и скажите: «Мы требуем посадить Навального, потому что он ходил не по понедельникам, а по четвергам».
«Я правильно понимаю, что что вы приходили когда вам было удобно?» — попыталась его поддеть Фролова. «Я подтверждаю, что после каждого громкого расследования меня пыталась инспекция запугать, мне говорили что меня посадят», — сказал Навальный. «Мне вообще было до фонаря до вашей инспекции. Я заново учился ходить, — описывал он свое состояние, когда вышел из комы. — Но тем не менее мы направили письмо, что я проходил лечение и реабилитацию».
«Имея юридическое образование, вы осознавали что даже две неявки на регистрацию могут считаться основанием для замены условного срока реальным?» — продолжила наступление прокурор. На что политик, сказал, что имея юридическое образование, он до сих пор не может понять, как ему продлили срок задержания не в суде, а в Химкинском отделении полиции, отправили в СИЗО, а не в ИВС, при том что он задержанный, а не арестованный, и как в свое время ему продлили испытательный срок без адвокатов. «Учитывая мои юридические знания, я знаю, что этот процесс невозможен, поскольку есть вступившее в силе решение Европейского суда», — подчеркнул он.
Прокурор Фролова продолжала: «Вы понимаете, что в вашем случае в течение 2020 года, как до госпитализации, так и после нее, УФСИН зафиксировала оба основания [для замены условного срока на реальный]? Да или нет?»
Навальный отвечал эмоционально: «Вы вообще не имеете права говорить с таким нажимом. Вы представитель самого настоящего произвола. Такое ощущение, что меня поймали в Костромском лесу, где я скрывался от ФСИН. Но я приехал в Москву». По его мнению, ФСИН должна была прислать ему открытку, назвав «идеальным осужденным, который встал на путь исправления».
О решении ЕСПЧ
Навальный требовал своего немедленного освобождения, отметив, что в 2017 году выиграл иск в ЕСПЧ. Страсбургский суд не нашел в его действиях состава преступления. «Дело, по которому я нахожусь в клетке, полностью сфабрикованное. Мне даже выплатили компенсацию», — сказал он.
В свою очередь прокурор поддержала представление ФСИН. Она заявила, что Навальный — единственный в России человек, который получил «беспрецедентную привилегию» быть дважды осужденным условно. «Несмотря на проявленный к нему гуманизм, он неоднократно нарушал условия условного осуждения, — сказала она. — Осужденный демонстративно проявляет пренебрежение к законам России, которые сам призывает неукоснительно соблюдать».
В итоге Фролова призвала суд заменить условный срок реальным, назначив штраф в 500 тысяч рублей. Также она попросила суд вынести частное представление в адрес начальника филиала № 15 УИИ ФСИН, указав, что тот ненадлежащим образом следил за отбываем условного наказания Навальным.
«Все будет хорошо. Не грусти», — подбодрил он жену, прежде чем его увел конвой. Юлия Навальная покинула суд, не давая комментарий. Адвокаты политика заявили, что в ближайшее время подадут апелляцию в Мосгорсуд. «Также мы намерены уведомить Комитет министров совета Европы о том, что решение Страсбургского суда в России не соблюдают», — сообщила Ольга Михайлова.
Navalny to his wife Yulia ahead of his verdict pic.twitter.com/yp1epXLfUe
— Evan Gershkovich (@evangershkovich)
30 декабря 2014 года Алексей Навальный был осужден на 3,5 года лишения свободы условно по так называемому делу «Ив Роше» Замоскворецким судом столицы. Его брат Олег получил такой же по длительности срок, но реальный, который уже отбыл. Оба были признаны виновными в хищениях у «дочки» французской косметической фирмы Yves Rocher «Ив Роше Восток» 26,7 млн рублей, а также почти 4,5 млн рублей у «Многопрофильной процессинговой компании» при организации грузоперевозок. Их действия суд трактовал как мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК РФ) и легализацию похищенного имущества (ч. 2 ст. 174.1 УК РФ). Сами братья настаивали, что занимались обычным предпринимательством.
В декабре 2014 года Симоновский суд увеличил Алексею Навальному пятилетний испытательный срок по этому делу еще на год — до 30 декабря 2020 года.
Политика задержали 17 января 2021 года по прилете из Германии, где он проходил лечение. На следующий день Химкинский городской суд продлил ему срок задержания до 15 февраля. Мособлсуд счел это решение законным.