Под Волгоградом поисковики нашли останки 1292 погибших в годы войны

Совершать добрые дела самому или в компании друзей – в этом весь смысл волонтерского движения, которое активно развивается в Волгоградской области.

Под Волгоградом поисковики нашли останки 1292 погибших в годы войны
© Волгоградская правда

Волонтеры нужны везде: в сфере культуре и экологии, в охране общественного порядка.

Они становятся донорами, помогают одиноким пожилым людям, оказывают поддержку в организации больших праздничных событий, каким в Волгограде стал чемпионат мира по футболу.

Уходящий год стал особым для волонтеров-медиков, работающих вместе с врачами в красных зонах больниц. Добровольцы оказывали адресную помощь пенсионерам и инвалидам, доставляя им лекарства и продукты на дом.

Одно из самых сильных в нашем регионе – поисковое движение. Несмотря на пандемию коронавируса, поисковики продолжили свою благородную работу и в этом году.

Мы ведем поиск останков советских воинов в местах боев, разыскиваем утраченные захоронения, занимаемся их благоустройством, рассказал Андрей Орешкин, председатель Регионального совета регионального отделения общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Волгоградские поисковики постоянно выезжают на форумы, семинары, слеты, обмениваются опытом, углубляют знания по истории, амуниции, обмундированию Красной Армии. А в этом году ездили на студенческую Вахту Памяти в Крым. Правда, часть живого общения из-за ковидных ограничений пришлось перенести в онлайн-формат.

Полевые экспедиции проходят на полях сражений, которые шли на подступах к Сталинграду. А в бывшей прифронтовой зоне, где располагались военные госпитали, идет поиск могил солдат, умерших от ран.

Идентификация погибших, перезахоронение с почестями, поиск их родных это наш долг, наше уважение к памяти павших. Мне было 7 лет, когда мама, руководитель поискового отряда Орешкина Галина Анатольевна, первый раз взяла меня с собой в поле. От мальчишеского интереса подержать настоящее оружие в руках, от какой-то юношеской романтики я пришел к более осмысленному и серьезному отношению к этой работе,  вспоминает Андрей Орешкин. Сейчас ему уже 37, и теперь уже он сам готов делиться знаниями со своими более молодыми товарищами.

Несмотря на трудности ковидного года, в Волгоградской области поисковикам удалось поднять останки 1292 защитников Сталинграда. Среди них были 43 мирных жителя. В рамках проекта «Без срока давности» поисковые и разведывательные работы, рассекречивание архивов проливают свет на трагедию мирного населения, которое подвергалось массовому геноциду со стороны захватчиков.

Сложности удается преодолевать благодаря поддержке региональной власти, Фонда президентских грантов, продолжает Андрей Орешкин. В нашей работе бывают волнительные моменты. Например, когда удается установить имя погибшего, найти его близких, увидеть их эмоции, услышать от них о судьбе солдата, за которой судьба целого героического поколения. Среди погибших совершенно разные люди рабочие, творческая интеллигенция, простые крестьянские парни из сел. Однажды на той же высоте, где погибла Гуля Королева, мы нашли девушку-санинструктора. Ее тряпичная сумка с бинтами уже сгнила в земле. Она погибла в бою наравне с мужчинами и осталась на поле боя. Вот такая скромная героиня. После таких случаев особенно понимаешь, как важно продолжать поисковую работу.

Учитель истории Вадим Журавлев в поисковом движении без малого десять лет:

Даже сомнений не было, стоит ли этим заниматься. Я сам рос в Городище. В степях вокруг поселка следы войны видны были невооруженным глазом. Я видел непогребенные кости, осколки снарядов. Родители воспитывали на примере подвига деда, который воевал с 17 лет. Поэтому в свободное время, в выходные я езжу в поисковые экспедиции по родной Волгоградской области, а иногда за ее пределы. Главная сложность установить имена погибших, найти их семьи. В этом году удалось установить личности лишь восьмидесяти погибших из тысячи с лишним человек. Запомнилось из последнего: нашли останки девятнадцати офицеров курсантов, будущих политруков и преподавателей Сталинградского военно-политического училища. Они погибли в сентябре 1942-го. По солдатскому медальону удалось определить имя лишь одного из них.

За свою тяжелую работу добровольцы не получают денег. Их мотивация совсем в другом – безвозмездно творить добро.