Александр Лебедь. Появилась еще одна версия гибели генерала
Александр Иванович Лебедь известен не только в родном Красноярском крае, а и далеко за его пределами. Государственный и военный деятель принимал участие не в одной войне, остановил не один конфликт. Он прошел через ужасы Афганистана, Чечни и Приднестровья, однако погиб в мирное время результате крушения вертолета Ми-8.
Это случилось в далеком 2002-м. Генерал направлялся на открытие новой горнолыжной трассы, однако к месту назначения так и не прибыл. Виновными в трагедии признали пилотов, но недавно появилась еще одна деталь, проливающая свет на события 18-летней давности.
Гибель
Лебедь погиб 28 апреля 2002 года. Тогда в районе озера Ойское, на Буйбинском перевале Красноярского края рухнул вертолет Ми-8. Если быть точным, это произошло на юге Ермаковского района в 50 км от поселка Арадан. Предположительно, судно столкнулось с проводом линии электропередач. От полученных ран Александр Лебедь скончался. Его еще живым срочно доставили в клинику, но усилия врачей были тщетны. Травмы оказались несовместимыми с жизнью. Впрочем, у Лебедя был шанс выжить, если бы машина стала заваливаться не на правый бок, где находился Александр Иванович, а на левый — «его буквально раздавил полуторатонный ротор винта».
Всего из двадцати человек погибло восемь. По мнению экспертов, причиной катастрофы стала «неудовлетворительная подготовка экипажа к выполнению полета». Якобы были нарушены правила эксплуатации воздушного транспорта, а также имело место халатное отношение при подготовке к полету — не были учтены погодные условия, а также должным образом не была проработана аэронавигационная карта. Вроде все предельно ясно, но, тем не менее, гибель генерала обросла версиями, долго «гулявшими» по стране.
Халатность экипажа
Именно за это и осудили пилотов Тахира Ахмерова и Алексея Куриловича. Первому дали четыре года в колонии-поселении, второму — три года условно. О неподготовленности экипажа к сложному рейсу заговорили сразу. Якобы у летчиков было мало опыта, они плохо подготовились к полету и пренебрегли мерами безопасности. Особенно активно эту теорию продвигали в самом Красноярске. Чудом выжившая, но навсегда получившая увечья журналист издания «Красноярский рабочий» Елена Лопатина, сразу после трагедии заявляла, что «авария произошла из-за всеобщей расхлябанности и безответственности экипажа».
Тем не менее, это субъективное мнение журналистки. А у 50-летнего на тот момент командира экипажа Таира Ахмерова, между прочим, за плечами было более трех десятков лет летного стажа.
Изменчивая погода
Предположительно, перед полетом погода была удовлетворительная, а вот спустя некоторое время резко поднялся туман, а видимость значительно снизилась. Сергей Шойгу, руководивший на тот момент МЧС, высказал мнение, что, видимо, пилоты решили сесть в условиях плохой видимости. Это и повлекло за собой столь трагические последствия. В ходе маневра вертолет задел лопастями провода и рухнул на землю. К тому же ЛЭП находилась довольно высоко, а вертолет — низко, поэтому такой ход событий был вполне вероятен.
Настойчивость Лебедя
По другим данным, хозяин Краснодарского края, известный крутым нравом и непоколебимыми решениями, приказал пилотам продолжать полет, несмотря на непогоду. Журналисты выдвигали версию, что опытные летчики не хотел рисковать жизнями пассажиров и экипажа. Однако экс-глава Совета безопасности в присущей ему жесткой манере заставил поднять вертолет в воздух и лететь к месту назначения несмотря ни на что. В противовес этой теории выступал сам Тахир Ахмеров. Он сказал, что если бы видел, что погода стремительно ухудшается, то развернул бы вертолет назад в любом случае.
Конспирологическая версия
Высказывалось также предположение, что причиной катастрофы могла быть диверсия. Якобы Александр Иванович не устраивал многих политиков и местных бизнесменов. Поэтому с ним решили разобраться. В пользу этой версии нашлось практически неопровержимое доказательство — следы взрывчатки на одной из лопастей разрушенного вертолета. К тому же странно выглядит то, что за несколько дней до полета машина была передана другой авиакомпании, за 2 дня был изменен состав экипажа, а на карте, будто специально, не была обозначена ЛЭП. Все это сводится к одному-единственному выводу — катастрофа была подстроена, а в случае прохождения всех препятствий (что маловероятно) должна была сработать бомба.
Мотивом является якобы то, что непредсказуемый и амбициозный генерал мог стать кандидатом в президенты в 2004 году. Также разрабатывалась версия, что к трагедии причастны представители воровского мира, в частности Анатолий Быков — алюминиевый магнат Красноярского края. Против него даже было возбуждено уголовное дело, но улик, доказывающих его вину так и не нашлось. Впрочем, Быков таки сел, но уже по другому делу.
Пилот вертолета Тахир Ахмеров также отметил одну странность — высота опоры ЛЭП составляла 37 метров, а вертолет, судя по показаниям приборов, начал падать с 45-метровой высоты. Почему? Ответа на этот вопрос до сих пор нет.
В 2005 году Красноярский краевой суд снял судимость с Алексея Куриловича — одного из пилотов Ми-8.