Рыболовные суда могут остаться без медпомощи

Полезная инициатива рыболовной компании «Доброфлот», сумевшей возродить и развить систему медицинской службы для тех, кто трудится в сложных условиях далеко от берега, что в условиях пандемии коронавируса приобретает особую актуальность, может оказаться под запретом - врачей компании, честно выполнивших свой профессиональный долг, пытаются обвинить в ненадлежащем оказании медицинской помощи.

Рыболовные суда могут остаться без медпомощи
© ФБА "Экономика сегодня"

Оказание медицинской помощи тем, кто работает в море и находится далеко от берега, является одной из болевых точек современной рыболовной отрасли России, поскольку советская система оказания экстренной врачебной помощи, охватывающая все этапы производства, была безжалостно разрушена.

Отработанный годами на практике опыт социальной политики рыбной отрасли в части медицинской помощи рыбакам в море заменили требования, изложенные в уставе рыбопромыслового флота РФ. По сути это сухие правила, согласно которым обязанности судовых врачей (они могут быть только на судах с экипажем более 30 человек) ограничиваются обеспечением гигиены экипажа, проверкой качества воды и пищи. На получение квалифицированной медпомощи члены экипажа судна, вышедшего на промысел, рассчитывать уже не могут.

«Доброфлот» возродил медпомощь в море

С таким положением вещей не захотел мириться «Доброфлот» - рыболовная компания с более чем вековыми традициями. Пять лет назад ею была разработана корпоративная программа по организации медицинской службы. За основу взяли лучшие советские традиции, к ним добавили современное оборудование, системы телемедицины и штат высококлассных специалистов, насчитывающий более 20 врачей.

Все плавбазы группы компаний («Капитан Ефремов», «Залив Восток» и крупнейшая - «Всеволод Сибирцев») оборудованы новейшей техникой. Лазарет на плавбазе «Всеволод Сибирцев» и вовсе признан образцовым – по клинике можно «прогуляться» с помощью виртуальной экскурсии.

На сегодняшний день компания стала единственной рыбодобывающей российской компанией, оформившей лицензию на оказание медицинских услуг, что позволило развернуть на судах полноценные медицинские клиники, закупать и хранить препараты, включая сильнодействующие, устанавливать оборудование для рентгена в судовых госпиталях, проводить вакцинацию членов экипажей и в полной мере контролировать состояние здоровья всех, кто трудится в компании.

Реальную помощь «Доброфлота» всегда ценили

Специалисты медслужбы «Доброфлота» много раз спасали жизни рыбаков в море. Нередко они приходили на помощь в трудную минуту экипажам судов других российских и иностранных компаний.

В частности, плавбазы «Доброфлота» за последние годы участвовали в трех из пяти резонансных спасательных операциях на Дальнем Востоке.

21 сентября 2014 года, Сахалинская область. На рыболовецком судне «Багратион» произошло возгорание гофротары. С горящего транспорта на плавзавод «Капитан Ефремов» были эвакуированы 62 члена экипажа.

24 сентября 2019 года, Тихий океан. У острова Итуруп на одной из крупнейших плавзаводов России произошел пожар – горел «Петр Житников», брат-близнец «Всеволода Сибирцева». Рядом было два судна группы компаний «Доброфлот», которые приняли на борт пострадавших: 170 человек переместились на «Всеволода Сибирцева», 42 – на «Залив Восток».

21 января 2020 года, Охотское море. Недалеко от Магадана загорелся рыболовецкий траулер «Энигма Астралис» — 47 членов экипажа были эвакуированы на плавзавод «Всеволод Сибирцев». Рыбаки покидали судно в спешке, некоторые были практически раздеты. Операция по спасению людей прошла успешно, однако сам траулер, к сожалению, затонул.

Не отказали в помощи врачи медслужбы компании и матросу-рыбообработчику одного из сейнеров рыболовецкого колхоза «Новый Мир», который в январе 2020 года получил тяжелые травмы в результате грубого нарушения техники безопасности (у него оказалась частично ампутирована кисть и повреждены мягкие ткани), что было зафиксировано в расследовании несчастного случая специально созданной официальной комиссией под руководством трудовой инспекции.

Матроса, доставленного капитаном сейнера на плавбазу «Доброфлота» (это было единственным верным решением, поскольку до ближайшего берега пришлось бы идти около трех суток, а эвакуация вертолетом с судна, которое на тот момент находилось за пределами территориальных вод России, была практически невозможной), опытный хирург-травматолог оперировал 13 часов. Врач плавбазы сделал невозможное - спас жизнь пострадавшего и сохранил ему руку!

После прибытия в порт Находка, спустя шесть суток, пострадавшего передали в городскую больницу в состоянии средней тяжести. Комплексное медикаментозное лечение на борту плавбазы привело к улучшениям в состоянии больного (спала температура, пропал паралич ниже локтя и восстановилась чувствительность пальцев руки). Именно поэтому врачи в Находке продолжили консервативное лечение, не прибегая к ампутации, которая была показана, исходя из характера повреждений, еще на плавбазе.

Только через 9 дней лечения в береговом стационаре хирурги Находкинской больницы собрали консилиум, где приняли решение об ампутации левой руки пострадавшему.

Медпомощи в море может снова не стать

Вскоре после выписки из больницы некие лица от имени пострадавшего матроса начали требовать от «Доброфлота» компенсацию за ампутированную руку, обвиняя хирурга в неоказании медицинской помощи, а капитана плавбазы – в несвоевременной эвакуации. Пострадавший также обвинил и экипаж сейнера, где произошел несчастный случай.

Эта история быстро разлетелась по соцсетям, благодаря чему «Доброфлот» в миг превратился в капиталистического монстра, лишившего руки ни в чем не повинного работника. О том, что несчастный случай произошел из-за грубого нарушения техники безопасности пострадавшим, уже никто не вспоминал, равно как и остальные детали ЧП.

В конце октября 2020 года представители матроса заявили о намерении попасть на прием к председателю СК РФ Александру Бастрыкину, параллельно направив в «Доброфлот» свои требования, из которых следовало, что пострадавший готов прекратить судебные тяжбы при выплате компанией компенсации в десятки раз превышающей выплаты по закону.

Известно, что на данный момент возбуждено два уголовных дела, определены два подозреваемых (один из них врач медслужбы «Доброфлота») и один обвиняемый.

Однако нельзя исключать появления в делах новых обвиняемых из числа судовых врачей, капитанов, старпомов и тех, кто спасал жизнь нарушившему технику безопасности матросу.

И хотя история еще не завершена, окончательные решения не вынесены, сейчас становится понятно, что над инициативой «Доброфлота», создавшего систему медпомощи рыбакам и доказавшего ее эффективность, нависла большая угроза. Между тем, разработка и накопленный опыт медслужбы компании могли послужить отличным примером для других рыболовных компаний. Но теперь ее могут просто закрыть.

В этом случае в дальнейшем уже будет трудно убедить судовых врачей в море оказать экстренную помощь тем, кто в ней нуждается. Медики просто не захотят рисковать и будут вынуждены всех больных отправлять лечиться на берег, даже если до него идти несколько суток, а сами продолжат контролировать качество воды и пищи на камбузе, как им предписывает устав.

Таким образом, становится совершенно очевидным, что данное происшествие нуждается в особом рассмотрении, с детальным изучением всех фактов, где принимать решения следует весьма взвешенно, основываясь именно на врачебном принципе «не навреди», чтобы не получилось так, что «одно лечим, а другое калечим», и не пострадали не только невиновные, но и целая отрасль.