Следственный комитет разыскивает суррогатную мать из Украины, которая якобы занималась торговлей детьми в России. Помимо нее в поле зрения правоохранителей попали еще несколько матерей-иностранок — на них завели уголовные дела. Тем не менее, как объяснил «Газете.Ru» адвокат одной из них, предъявить основания для обвинений Следственный комитет не смог ни в одном из случаев.
Московский Следственный комитет объявил в федеральный розыск гражданку Украины Ирину Когут, которая является фигуранткой дела о торговле детьми от суррогатных матерей. Об этом «Газете.Ru» рассказал адвокат Игорь Трунов, который представляет интересы потерпевшей стороны.
«У нас одна из тех суррогатных матерей, которые проходят по делу, находится под домашним арестом, а украинка Ирина Когут объявлена в федеральный розыск. Однако она не собирается возвращаться в Россию, тем более Украина ее просто так не выдаст.
Да и кроме того, обвинение в торговле людьми — это ведь отголосок конвенций о запрете рабства, им уже сто лет. Как притянуть за уши сюда эту статью мне абсолютно непонятно. Пусть хотя бы объяснят, в чем заключается состав преступления», — заявил он.
По словам Трунова, институт суррогатного материнства действует в России с 1995 года. Сейчас в нем действуют более 200 фирм, которые уже поработали с десятками тысяч суррогатных матерей – около 20% из них являются иностранными гражданами.
«Рынок суррогатного материнства принадлежит сам себе, государство в нем никак не участвует. Поэтому и регулировать его участников не должно. Это коммерческий институт с современными технологиями. Россия пользуется спросом в этом вопросе, потому что остальные страны выдают большое количество брака. Почему выбрали именно филиппинских суррогатных родителей, конкретных 14 детей, которые фигурируют в этом деле, и две фирмы из 200 абсолютно неясно», — подчеркнул адвокат.
Единственным аргументом Следственного комитета для того, чтобы возбуждать уголовное дело, были некие «подозрения», заявил юрист.
«Следственный комитет утверждает, что генетически дети не были родными тем суррогатным родителям, которым их собирались продавать. Но это, во-первых, не соответствует действительности, а, во-вторых, не запрещено по закону. Суррогатное материнство – это лечение бесплодия в любом его проявлении. И сомнения Следственного комитета тут не обоснованы», — уверен Трунов.
33-летней украинке Ирине Когут заочно предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 127.1 УК РФ «Торговля людьми». По версии следствия, она в 2014 и в 2016 годах родила трех детей, затем представила в Тверской отдел ЗАГС ложные сведения об их родителях и с помощью подложных документов переправила на территорию Филиппин, где дети были переданы за денежное вознаграждение биологическому отцу. Этот же мужчина фигурирует в деле как отец еще одного ребенка, тело которого в январе 2020 года было обнаружено в квартире для передержки таких детей в подмосковном Одинцово.
Как установили тогда эксперты, причиной смерти младенца стал синдром внезапной смерти новорожденного. После этого из юридической компании, которая проводила программы суррогатного материнства, следователи забрали всю необходимую документацию — в том числе соответствующие лицензии и договоры на суррогатное материнство. Было возбуждено уголовное дело по статье 127.1 УК РФ «Торговля людьми».
После этого, в конце июня полиция также обнаружила в квартире жилого дома на Аргуновской улице в Москве пять младенцев в возрасте от шести дней до шести месяцев. За ними присматривали две гражданки Китая. По данным МВД, дети были рождены суррогатными матерями для родителей из КНР: для их дальнейшей транспортировки были подготовлены все документы, однако забрать их родители не могли из-за закрытых границ в период пандемии. Тогда было возбуждено еще одно уголовное дело о торговле людьми.
В 2019 году Горсуд Тбилиси также разбирался с судьбой гражданки Украины, которая подозревается в торговле детьми. По данным следствия, она была задержана в Грузии вместе с 10 детьми, четверо из которых были рождены в один год. При этом в страну вместе с ней якобы въехал еще один ребенок, судьба которого некоторое время оставалась неизвестной.
Как выяснилось позже, женщина продала девятимесячного мальчика в Россию. Прокурор Тея Гиоргадзе заявила, что следствию удалось найти доказательства преступления. По ее словам, документ, подтверждающий этот факт, ведомством получен из-за границы.
«Именно этот факт и другие обстоятельства дали основание для предъявления обвинений», — заявила Гиоргадзе Общественному телевидению Грузии.
В том же году еще одна иностранка привлекла внимание полиции — женщина специально прилетела из Австралии, чтобы продать ребенка в России. Как сообщала «Фонтанка», она с младенцем на руках пыталась поселиться в номере гостиницы в июне 2019 года. Однако администрацию отеля удивило несоответствие в документах гостьи: согласно им, она пересекла границу России 9 июля 2019 года, а ее ребенок появился на свет в петербургском роддоме неделей ранее, 3 июля. Кроме того, никаких документов, кроме памятки матери и сертификата о профилактических прививках, у нее с собой не было.
«Гостья засмущалась, сослалась на излишнюю дороговизну наших номеров и вышла на улицу. Еще пару часов сидела на скамейке неподалеку и с кем-то созванивалась», — рассказывали изданию в администрации отеля.
В ГУ МВД Петербурга и области тогда сообщили: «Заявление об иностранной гражданке с ребенком поступило сегодня, 17 июля. Проводится проверка». Более никакой информации по этому делу в СМИ опубликовано не было.