Войти в почту

Откуда под Белгородом возникло «цыганское обострение»

«Страх с каждой минутой все больше и больше. Все в полной растерянности. Что делать, никто не понимает». Такими словами представитель белгородской цыганской общины описывает настроение своих соплеменников в связи с конфликтом, разгоревшимся с местными жителями. Причиной его стала трагическая гибель 9-летней девочки.

Откуда под Белгородом возникло «цыганское обострение»
© go31.ru

«Ситуация в поселке Уразово Белгородской области находится в зоне нашего постоянного внимания», – сказал газете ВЗГЛЯД глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов.

«На месте событий уже несколько дней находятся наши сотрудники, которые не просто анализируют информацию коллег из силовых структур или поступающую от региональных властей, а мониторят ее лично, общаются с людьми – жителями поселка», – подчеркнул руководитель ведомства.

О том, что в белгородском поселке Уразово (расположенном в Валуйском районе, на берегу реки Оскол и в 12 километрах от границы с Украиной) вспыхнул конфликт между многочисленной цыганской общиной и этническим большинством, стало известно неделю назад. 30 июля пропала без вести местная девятилетняя девочка. На следующий день школьницу обнаружили мертвой в лесу неподалеку от села. Обвинение в изнасиловании и убийстве было предъявлено 30-летнему мужчине, лицу без гражданства. По сообщениям белгородской прессы, он жил в составе местной цыганской общины.

Обвиняемый – «не местный, приезжий из Ростова», местные цыгане «его не принимали», дали ему кличку Бало, что по-цыгански значит «свинья» – подчеркивал в комментарии телекомпании Fonar TV глава областной национально-культурной автономии цыган Артур Квик. По его словам, предполагаемого убийцу школьницы из Уразова ранее уличили в приставании к цыганской девочке и наказали за это. Что касается убийства школьницы, то, безусловно, местные цыгане «так же осуждают это преступление и это чудовище, его совершившее, так же искали эту пропавшую девочку, как и остальные местные жители», сказал Квик в комментарии газете ВЗГЛЯД.

Как бы то ни было, гнев жителей поселка выплеснулся на всю цыганскую общину поселка. С этим связывают угрозы, появившиеся в соцсетях. Артур Квик, в свою очередь, называет нагнетание ситуации делом рук провокаторов.

«Цыгане жили в Уразове более тридцати лет и никогда каких-то серьезных эксцессов, межэтнических конфликтов не было», – подчеркивает собеседник.

Появились сообщения, что после похорон девочки все местные цыгане – по разным данным, от 200 до полутысячи человек – покинули поселок. Опасаясь за свою безопасность, они уехали к родственникам за пределы Белгородчины – в Астраханскую, Ростовскую, Пензенскую области и в Ставропольский край. Это подтвердил газете ВЗГЛЯД и лидер белгородских цыган Артур Квик. Цыгане утверждают, что местные жители дали им несколько часов на выселение. В ход конфликта пришлось вмешаться бойцам Росгвардии, передавало издание «Коммерсант».

В нынешний понедельник глава поселковой администрации Алексей Рожин подтвердил «Интерфаксу»: около двухсот цыган, проживавших в Уразове, выехали за пределы Белгородской области. Цыгане занимали 39 домов, пояснил Рожин. Два дома были сожжены уже после отъезда общины. При этом глава администрации поселка подчеркнул – решение о выезде было принято цыганами добровольно, об угрозах в их адрес не сообщали. Рожин отметил: цыганская община покинула Валуйский район «из-за боязни самосуда».

Глава поселка, так же как и представители цыганской общины, настаивает – до этого момента никаких межэтнических трений не наблюдалось.

«Дети цыган и русских вместе сидели за партами в школах», – подчеркивал Рожин. Но при этом глава администрации говорил о том, что «определенная неприязнь имела место из-за своеобразного образа жизни цыган. Не работают, не платят за вывоз бытовых отходов, не проводят воду и газ... не ухаживают за территорией вокруг своих домов».

Цыгане работают, не соглашается Артур Квик. Представители общины Уразова «живут за счет сельского хозяйства, собирания металла: никаких наркотиков или криминала», подчеркивает собеседник. Он опровергает и утверждения в Сети о том, что цыганский поселок в Уразове был «самостроем».

«Все законно соблюдено. Санитарные нормы там были соблюдены, у многих перед домом клумбы», – говорит глава национальной культурной автономии белгородских цыган.

Квик также не подтвердил слова главы администрации поселка о том, что цыгане не планируют возвращаться в Уразово.

«Цыгане-то планируют, – сказал Квик. – Но проблема в том, что многие дома они покупали на материнские капиталы. Так что купить новый дом, не продав этот, не получается. А ограничение материнского капитала состоит именно в этом. Сперва надо предоставить новые жилищные условия для детей, на которых записано долевое строение, а уже потом можно продать дом. А у цыган нет возможности приехать и нормально продавать дом, да и вряд ли это получится. То есть дилемма страшная. Люди остались практически без жилья. Страх с каждой минутой все больше и больше. Все в полной растерянности. Что делать, никто не понимает».

По мнению Квика, «власть никак не реагирует на ситуацию, все поступают так, как будто ничего не случилось». Но подчеркнем – реакция есть, в том числе и на федеральном уровне.

«Я встречался с руководителем Федеральной национально-культурной автономии цыган Надеждой Деметр для обсуждения ситуации», – говорит глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. Как уже говорилось выше, на месте находятся сотрудники ФАДН. По оценке Борисова, «на данный момент ситуация не имеет какой-либо негативной тенденции, и мы не прогнозируем ее дальнейшего развития».

«Людей в поселке связывают добрососедские отношения вне зависимости от национальности, хотя произошедшая трагедия, безусловно, коснулась каждого неравнодушного человека. Но преступник – это лицо без национальности и судить его должны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. За преступление отдельного представителя не должен отвечать весь народ», – подчеркнул Борисов.

Собеседник призвал «тех, кто поднимает вокруг этой темы шумиху, пытаясь сохранять накал в информационном поле, не делать этого, не играть на чувствах людей, не сеять межнациональную рознь».

Ситуацию берут на контроль и в президентском Совете по правам человека. «Я намерен обсудить с коллегами в совете эту ситуацию», – сказал газете ВЗГЛЯД член СПЧ, правозащитник Александр Брод. По его мнению, нужно обратить внимание и губернатора Белгородской области Евгения Савченко, и полпреда президента в Центральном федеральном округе Игоря Щеголева. Член СПЧ считает важным, чтобы события в Уразове не послужили катализатором ксенофобских настроений.

Вместе с тем, по словам Брода, не стоит забывать собственно о проблемах, которые зачастую связаны с цыганскими общинами.

«Мы знаем, что цыганские общины живут обособленно, не всегда социализируясь. Бывает, там распространяются наркотические вещества, иные противоправные действия совершаются, – сказал собеседник. – Но, опять же, нужно четко разделять виновных и мирных членов общины».

Брод напомнил о «Комплексном плане мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыганской этнической общности в России», действовавшем в 2012–2014 годах. Этот комплекс мер, направленных на интеграцию представителей этого этноса в общество, по следам событий в уральском поселке Сагра правительство разрабатывало в 2013 году. В частности, шла речь о проблеме цыганских самостроев, предусматривались меры по поддержке цыган, занимающихся легальным предпринимательством, по организации начального образования цыганских детей, борьбе с криминальными проявлениями в цыганской среде.

Брод подчеркнул, что СПЧ отслеживает вопросы межнациональной политики, есть и отдельный специальный Совет по межнациональным отношениям при президенте. «На одном из заседаний обсуждался вопрос возрождения программы социализации цыган, которая существовала в России, курировалась правительством», – отметил собеседник.