Войти в почту

Расстрел на фабрике «Меньшевик» — реакция на рейдерский захват или неадекватное поведение?

Директор компании открыл стрельбу из винтовки, смертельно ранив человека, после чего скрылся от полиции. Это произошло, когда на предприятие с судебными приставами пришел его кредитор Шамсутдин Раджабов

В этот момент Business FM удалось по телефону связаться с Ильей Аверьяновым, и он заявил о рейдерском захвате. Можно ли доверять бизнесмену? Что говорит бизнес о поступке Ильи Аверьянова и как восприняли его речь в обществе?

Слова Ильи Аверьянова, которые он произнес в эфире Business FM, разошлись по всей стране. По поддельным документам отобрали фабрику, кавказская банда во главе с прокурорами, стали брать штурмом с оружием. Забаррикадировался, одного застрелил. У него восемь детей, будет биться до конца.

На монолог откликнулись в основном сочувственно. Реакция: 90-е никуда не ушли, рейдеры в погонах, бизнес грабят. Вслух никто стрельбу не оправдывал. Но ощущение, что молчаливо поддержали. Один из предпринимателей, услышав речь Аверьянова, анонимно сказал Business FM: на его месте поступил бы так же, потому что довели. Бизнесмен Павел Грудинин, который будет бороться за пост президента страны от коммунистов, говорит: так в стране относятся к бизнесу.

Павел Грудинин генеральный директор Совхоза имени Ленина «Это сплошная борьба за выживание, но не борьба с конкурентами, а борьба с правоохранительными органами, с проверяющими, которые в тебе видят источник дохода. Есть глубокая проблема, а есть неуравновешенные люди. Да, некоторые хватаются за пистолет. Но некоторые просто берут пистолет и стреляют себе в висок. А некоторые идут отстаивать свои права: против рейдеров, против еще чего-то».

В окружении Аверьянова рассказали, что в прошлый раз его избили несколько человек: перелом носа, сотрясение мозга. Но не все услышали вторую сторону. Оппонент бизнесмена, который в среду утром пришел к нему с приставами, говорит, что тот начал стрелять первым. И в итоге убил человека именно Аверьянов. Причем пока не известно, была ли угроза жизни.

Приставы пришли, потому что был суд. И, по версии истца, Аверьянов был ему должен десятки миллионов рублей. Это не налоги, не бюджетные средства, а деньги, которые один гражданин взял у другого и не отдал, и у него потребовали залог, то есть здание фабрики. Не все обратили внимание и на заявления рабочих с «Меньшевика»: не платили зарплату. Это бывает, когда кто-то грабит предприятие. Но больше жалуются даже не на это. Рассказывает бывший сотрудник фабрики Сергей Криницын:

— У меня не оплачены зарплаты, я написал заявление, что хочу уволиться. Когда я пришел с этим заявлением, просто началась драка, он просто кинулся на меня. Меня выкинули, в общем, оттуда. Я пошел в люблинскую полицию, написал заявление, зафиксировал побои. Побои сочли несущественными, и дело не возбудили.— Он, в принципе, скандалист, да, со всеми так?— Да он не скандалист, он просто неадекватный. Все на ругани, все на криках, и люди просто физически оттуда уходили. Денег не было, запугивание.

Самое загадочное — это роль правоохранителей. Бизнесмен заявил, что атаку на него возглавляют московские прокуроры. В прокуратуре подтвердили, что он не раз писал заявления и в уголовном деле ему отказывали. Криминала нет, спор хозяйствующих субъектов, пусть разбирается арбитраж. Когда журналисты ВВС позвонили прокурору, которого в качестве обидчика назвал Аверьянов, он не смог вспомнить фамилию бизнесмена, и голос звучал растерянно.

Можно ли из всего этого сделать вывод о рейдерстве?

Дмитрий Амелин председатель совета директоров группы компаний «Обухов» «Рейдерский захват — сегодня это какая-то такая, как мне видится, отмазка на все случаи жизни. Наверное, это имеет место быть, безусловно, как явление. Но я склонен думать, что зачастую в какой-то степени, может быть, недобросовестные, а может быть, и просто реально ошибившиеся бизнесмены потом пытаются каким-то образом спрятаться за эту ширму под названием «рейдерский захват».

Илье Аверьянову около 50-ти. Он, как сообщил телеканал RT, однокурсник Олега Дерипаски. В бизнес пришел в конце 80-х. Чем только не занимался: тушенка, легендарный сухой сок «Юпи», стиральный порошок, фондовая биржа. Особенно удалась торговля «Чупа-Чупс». Потом, когда основал фабрику, копировал иностранные бренды: выпускал леденцы «Лизун-Сосун» (брат-близнец «Чупа-Чупс»), жвачки «Турбо Надув» и «Life is… Life». Даже само название его кондитерской фабрики «Меньшевик» — явно намек на конкурента, предприятие «Большевик». 15 лет назад у Аверьянова брал интервью нынешний главред издания Republic Максим Кашулинский.

Максим Кашулинский главред издания Republic «Этот человек — такой выходец из 90-х годов, человек, который готов был взяться за любое дело, везде искал какие-то возможности. Я помню, что меня поразила одна вещь: когда мы с ним разговаривали по телефону и договаривались об интервью, он назвал дату, сказал, что я должен позвонить его секретарше и, чтобы с ним соединили, сказать пароль «винтовка».

Аверьянов заявил, что борется за свою собственность четыре года. Удивляет вот что: если атаку на него ведут силовики, то почему он все эти годы был на свободе? Сложно поверить, что правоохранители не нашли для него статью. Потому что по идеологии недобросовестных силовиков деньги любят не просто тишину, а «Матросскую». Но уголовного дела не было, с этой стороны бизнес вести не мешали. А были обычные гражданские процессы. В том числе с газовиками, которым бизнесмен задолжал миллионы рублей. Если принять логику Аверьянова, то коммунальщики, наверное, тоже рейдеры. Все рейдеры.