Улюкаев выступил в суде с последним словом

В Замоскворецком суде Москвы с последним словом выступил экс-министр экономического развития Алексей Улюкаев, которого подозревают в получении взятки в размере $2 млн. Бывший чиновник отверг версию следствия: по его мнению, прокуратура не располагает доказательствами его вины. При этом подсудимый признал, что мало сделал для страны, и попросил прощения у народа. Как проходило судебное заседание — в репортаже RT.

«Виновен в том, что мало сделал для страны»
© АГН «Москва»

В Замоскворецком суде Москвы в четверг, 7 декабря, продолжились прения сторон по делу бывшего главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, которого обвиняют в получении взятки в размере $2 млн.

Напомним, на прошлом заседании прокурор просил суд приговорить экс-министра к десяти годам заключения в колонии строгого режима, оштрафовать на 500 млн рублей и лишить всех государственных наград. При этом гособвинитель потребовал исключить из обвинения Улюкаеву статью «вымогательство» и признать его виновным только в получении взятки. Сам экс-министр попросил суд вынести оправдательный приговор, а также привлечь главу «Роснефти» Игоря Сечина за ложный донос.

«Суд должен скептически относиться к версии защиты о невиновности Улюкаева. Факты говорят о том, что он всё понимал в момент встречи, — заявил прокурор Павел Филипчук.

По словам прокурора, у Улюкаева во время оперативного эксперимента был выбор: совершать противоправные действия или нет, но он «взял деньги, положил их в машину и пошёл пить чай».

Гособвинитель отметил, что в действия сотрудников ФСБ, задерживавших чиновника, нельзя расценивать как провокацию. «В таком случае, первым предложение о взятке должен был выдвинуть Сечин, тогда как в суде достоверно установлено, что подсудимый потребовал деньги за месяц до задержания, в Гоа на саммите», — сказал Филипчук.

Гособвинитель Непорожный обратил внимание суда на то, как вёл себя Улюкаев в момент получения взятки. «Он говорит, что не знал, что там, и лишь в момент осмотра сумки в помещении «Роснефти» вспомнил, что там, вероятно, коробки с вином, — отметил прокурор. — Почему он с самого начала не спросил Сечина, что там? При этом сам Сечин не говорил, что в сумке вино в момент передачи, это слышно на аудиозаписи. Может, тоже на пальцах объяснил?».

Адвокаты Улюкаева в ходе прений еще раз обратили внимание суда на отсутствие веских доказательств вины экс-министра. «Это обвинение похоже на слова песни: «Я тебя слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила». Нет никаких убедительных доказательств виновности Улюкаева, поэтому все выглядит крайне неубедительно», — отметила адвокат Лариса Каштанова.

Защитник Тимофей Гриднев ещё раз подчеркнул, что на процессе так и не появился главный заявитель о преступлении — Игорь Сечин, поэтому многие обстоятельства мотивов его действий суд установить не смог.

Также Гриднев в очередной раз перечислил нарушения при задержании чиновника. «Государственное лицо на семь часов просто исчезло с радаров! Это у нас так можно поступать с министрами?» — возмутился он.

Адвокат Дареджан Квеидзе отметила, что у обвинения нет доказательств, что Улюкаев показывал Сечину два пальца во время саммита. «Даже подчинённый Сечина Деревягин, стоявший там же, в холле отеля на Гоа, таких жестов не видел», — сказала Квеидзе.

Сам Улюкаев также поучаствовал в прениях. Он отметил, что регулярное употребление гособвинителями слов «очевидно», «достоверно» и «несомненно» указывает на недостаточность доказательств. «Прокурор говорит, что несомненно и достоверно, Улюкаев потребовал взятку у Сечина. Почему же это несомненно и достоверно? Со слов одного человека другому», — недоумевает бывший министр.

Чёрное дело

На этом прения завершились, и суд предоставил экс-министру возможность выступить с последним словом.

Улюкаев занял место на трибуне. «Я невиновен, всегда это говорил и сейчас повторю, — сказал он. — Ни один документ гособвинения не доказывает получения мною взятки. Провокаторы потратили немало сил и средств, а следствие и обвинение поспешило сшить чёрное дело белыми нитками. Надеюсь суд не поддастся на эти инсинуации, не станет отнимать сына у пожилых родителей. Процесс вызвал очень большой интерес публики. Похоже на цирк».

Чиновник также акцентировал внимание суда на происхождении денег и отсутствие на процессе Сечина. «Откуда же взялись эти доллары? Дал частный инвестор. То есть это — инвестиция? А может, это свидетельствует о том, что в «Роснефти» есть «черная» касса, неучтённые средства». А главный потерпевший вдруг превратился в свидетеля, который потерялся между Ханты-Мансийском и Римом».

В заключение Улюкаев выразил сожаление, что не достаточно сделал для России, пока был чиновником.

«Я признаю себя виновным. Но не в абсурдном обвинении, которое с упорством предъявляют прокуроры. Я виновен в том, что мало сделал для страны. Часто шёл на компромиссы, по легкому пути​, пытался выстраивать отношения, лицемерил. Простите меня, люди. Когда сам попадаешь в беду, начинаешь понимать, как тяжело люди живут. А когда у тебя есть вес, то просто отворачиваешься. Как бы не сложилась судьба, остаток жизни я посвящу отстаиванию интересов людей»​.

Приговор Улюкаеву суд огласит 15 декабря.