Российский яхтсмен два дня просидел на скале в открытом море у берегов Швеции. Так закончился его морской поход в Испанию на только что купленной яхте. Спасла россиянина его креативность: слово HELP, выложенное им из водорослей и лишайников, помогло спасателям заметить его с вертолета.
Перегнать только что купленный парусник из Стокгольма к берегам Испании 30-летний мужчина — его имя не называется — намеревался в одиночку. 23 октября яхтсмен пустился в плавание.
Поначалу все шло хорошо, но, когда через два дня он не вышел на связь с родственниками — хотя до этого они регулярно общались, те забили тревогу и обратились в береговую службу и в службу спасения Швеции. В воздух были подняты вертолеты. Два дня поисков увенчались успехом: путешественника заметили с воздуха на плоской и гладкой скале близ острова Харстена. Он выложил из местных лишайников надпись HELP и размахивал ярким спасжилетом. Видео процедуры спасения шведы выложили в YouTube.
Как выяснилось, купленная яхта в жестокий шторм пошла ко дну, налетев на камни. А сам моряк сумел доплыть до ближайшей каменной отмели острова и там остался. Он не только не пострадал, но и был чрезвычайно весел и даже отказался от предложенного спасателями одеяла.
Акватория Балтики сложная, особенно сейчас, в сезон штормов. Там много подводных скал. Но современные средства навигации должны были предупредить об опасности. Возможно, была ошибка в навигационных расчетах. Вторая версия — яхта была недоукомплектованная или неисправная. И третья — пробелы в навыках капитана, комментирует вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта и член российской сборной Сергей Джиенбаев.
Сергей Джиенбаев вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта и член российской сборной «Я уверен, что этот человек не имел практики хождения, не имел профобучения. А если ты этого не имеешь, выходишь на свой страх и риск. Ко мне приходят иногда люди, имеющие западные корочки. Но когда они садятся ко мне на яхту, я понимаю, что они просто были туристами и видели, как это делается. Возможно, им кто-то показывал и рассказывал это. Но если вы были бы ассистентом хирурга, вы хирургом не станете».
Одному вообще сложно управлять судном в экстремальных условиях, у капитана много дел: нужно и отдыхать, и следить за показаниями приборов, и корректировать маршрут. Однако некоторых мизантропов это не смущает, говорит капитан яхты «Апостол Андрей» Николай Литау.
Николай Литау капитан яхты «Апостол Андрей»: «Я месяц назад вернулся из Гренландии. Там был забавный случай. Французский путешественник на каяке отправился по фьордам. Ну и каким-то образом у него каяк отошел от берега. Тот прыгнул в воду, а там вода-то ледяная. Догнал этот каяк. Вернул назад. Пока он переодевался и согревался, каяк опять уплыл, уже окончательно. Конечно, можно смеяться над такими горе-путешественниками. Он там сидел два дня. Потом, когда там стали проходить рыбаки, у него там были какие-то одеяла, он начал этими одеялами размахивать, привлекал внимание. Ну, это его спасло. Местные эскимосы его заметили, сняли, спасли».
Эксперты разошлись во мнениях, придется ли российскому яхтсмену оплачивать услуги шведских спасателей и сколько это стоит. Если яхта и капитан были застрахованы, то раскошелиться придется страховой. А та уже будет проверять, были ли грубые нарушения в подготовке к плаванию со стороны владельца судна. Иногда за операции по спасению платит российский МИД. Сумма, скорее всего, выйдет немаленькая. Час полета вертолета стоит 500 евро.