Нештатные ситуации снежным комом навалились на экипаж. Эксперты о версиях крушения Ту-154
Пока «черные ящики» самолета не расшифрованы, говорить о точных причинах авиакатастрофы рано, однако в прессе появляются различные подробности и предположения. Среди вероятных версий назывались ошибка пилотирования, отказ техники, попадание в двигатель посторонних предметов и даже теракт. Эксперты прокомментировали предполагаемые причины крушения Ту-154. Версия теракта Эту версию заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов отверг сразу. По его словам, самолет, скорее всего, разбился о водную поверхность, а обломки разнесло течением. Разброс обломков вовсе не является признаком того, что лайнер разлетелся в воздухе. С этим мнение согласен и председатель совета фонда «Легенды авиации», заслуженный летчик-испытатель Валерий Ваньшин. «Зона разброса обломков не такая уж большая, скорее их просто разнесло течением. Надо смотреть, в каком направлении выплыли все детали — в одном или в каком-то радиусе», — пояснил он. Попадание в двигатель посторонних предметов Версия с попаданием в двигатель посторонних предметов тоже выглядит фантастической. Как правило, в двигатель попадают птицы, но даже такой инцидент не может привести к падению трехдвигательного самолета Ту-154. «Да, бывало, попадали птицы. Да, разрушался двигатель. Но это не приводило ни к взрыву самолета, ни к катастрофическому разрушению всего воздушного судна. Это очень маловероятно. Попадание даже крупной птицы в трехдвигательный самолет не могло вызвать такого фатального конца», — сказал Ваньшин. К тому же, авиакрушение произошло в темное время суток, около пяти утра. В это время птицы, как правило, не летают. «Чисто гипотетически возможно, что кто-то когда-то запустил достаточно большой дрон, пилотировал его, хотел, может, снять какой-то сюжет, но столкнулся с самолетом. И то, к такому критичному результату это бы не привело. Это тоже стоит сразу убрать из обсуждаемых версий», — добавил Попов. Перегруз самолета В том, что самолет был перегружен, Ваньшин тоже сомневается. Несмотря на то, что находящаяся на борту глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза) везла с собой гумгруз для лечебных учреждений в Сирии, а другие пассажиры — личные вещи, скорее всего, нормы по весу превышены не были. «Военные никогда не идут на нарушения правил по перегрузу. Они очень строго за этим следят. Я не думаю, что был перегруз», — сказал летчик. Ошибка пилотирования Лежит ли вина на экипаже — сложный вопрос. Лайнер пилотировал летчик первого класса Роман Волков, который за свою карьеру налетал более трех тысяч часов. Это достаточный опыт для пилота, тем более, работающего в Министерстве обороны. «Причиной катастрофы может быть любой специалист любой квалификации. Три тысячи часов — это большой налет. Не столько, чтобы говорить об очень большом, но для военных это очень прилично. Опыт подсказывает, что [совершать ошибки могут] люди всех возрастов и любого опыта, вплоть до летчиков-испытателей. Это дело случая, обстоятельства полета, а они могут быть очень непредсказуемые», — сказал Ваньшин. Отказ техники По словам Попова, ошибка пилота может иметь место, но она, скорее всего, была спровоцирована внешними факторами. Эксперт считает, что причиной катастрофы стал технический отказ, который повлек за собой цепь фатальных событий. «Мое мнение, одна из версий: где-то был технический отказ. Но он был не единичный, он мог только провоцировать цепь событий, которые привели к катастрофе. Там не одна нештатная ситуация, их было несколько. Они происходили друг за другом и снежным комом навалились на экипаж. Это привело к большому дефициту времени в организации всех действий, которые положено летному составу в этой ситуации делать. Наступила критическая обстановка, люди просто не успевали реагировать», — сказал пилот. Ситуацию усложняло и темное время суток, а также то, что полет происходил над морем -экипаж не видел горизонта и земные огни. Ориентироваться приходилось только по показаниям прибора. С этим же мнением согласен командир А320, летчик «Аэрофлота» Андрей Литвинов. Он подчеркнул, что, скорее всего, к нештатной ситуации на борту изначально привел именно отказ техники. А сопутствующие факторы — время суток, нахождение аэродрома у береговой линии и критическая стадия полета (взлет), уже могли привести к ошибке экипажа, который пытался справиться с ситуацией. «Очень похоже на отказ техники, причем настолько серьезный, что экипаж не успел доложить диспетчеру. Он боролся с отказом. Это критическая стадия полета — заход на посадку и взлет. На этом этапе, когда самолет взлетает, убираются шасси и закрылки. Возможно, произошла рассинхронизация закрылков — самолет заваливается набок и если вовремя не отреагировать, то самолет может упасть», — сказал Литвинов. Он отметил, что описанная ситуация с закрылками — всего лишь один из сотни примеров отказа техники, которые могли произойти при взлете. Показания очевидца трагедии Сотрудник береговой охраны, ставший очевидцем крушения самолета Ту-154 в Черном море, дал следствию показания, свидетельствующие в пользу версии об ошибке пилотов. По его словам, самолет летел низко и с неестественно задранным носом. Вместо набора высоты самолет стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто хотел совершить на него посадку. Попов посчитал, что эти показания не совсем верны. Самолет, вылетевший из аэродрома Адлер, ко второй минуте набрал высоту около 200 метров, поэтому увидеть его, тем более ночью, было бы проблематично. «На том расстоянии, когда самолет уже оторвался от [взлетно-посадочной] полосы — а я хорошо знаю аэродром Адлер — ваш очевидец не мог видеть, что после взлета самолет чиркал хвостовой частью о воду и дальше продолжал набирать высоту, потому что мы отрываемся километра за 2,5 до береговой черты. В это время мы уже убрали шасси и закрылки, набрали высоту в пределах 200 метров. Это была ночь, как он мог это видеть? Самолет, скорее всего, уже чиркал в это время облака, а не воду», — сказал эксперт. Ваньшин при этом отметил, что подобное положение самолета, как описал его очевидец, можно объяснить только падением скорости при совершении какого-либо маневра, например, разворота. Момент столкновения с водой совпал с поднятием носа самолета. Подобная версия была озвучена в СМИ. По словам анонимного источника в силовых структурах, Ту-154 разбился на скорости 510 километров в час при маневре вправо. «Катастрофа произошла, когда пилоты убирали механизацию (в выпущенном состоянии увеличивает подъемную силу крыла). При этом, по пока непонятным причинам, самолет шел с большим углом тангажа. По всей видимости, произошло его сваливание с эшелона во время маневра вправо. В результате в конце разворота он столкнулся с поверхностью воды с левым креном на скорости около 510 километров в час», — пояснил источник. И все же человеческий фактор? Человеческий фактор может стать причиной катастрофы, даже если исключить вину пилотов, считает Попов. За безопасность полета отвечает не только тот, кто сидит за штурвалом, но и члены так называемого наземного экипажа — механики, техники, диспетчеры и даже те, кто заправляют самолеты. «И только на вершине этой горы стоит экипаж. Человеческий фактор подразумевает то, что в обязательном порядке этот термин будет проявляться, хотим мы или нет», — пояснил летчик. Гадать о причинах можно бесконечно, но прежде чем настаивать на какой-то версии, следует дождаться окончания расследования, сходятся во мнении эксперты. Водолазам уже удалось поднять со дна «черные ящики». По словам Попова, они уже доставлены в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил в подмосковных Люберцы. Уже через несколько дней специалисты смогут подтвердить или опровергнуть ту или иную версию крушения.
