Криминальные врезки. Почему наказывают потерпевших, а не грабителей?
В последнее время у нас в стране этот «бизнес» успешно процветает, в том числе из-за подхода Росприродназора. Подход ведомства до гениального прост. Зачем искать виновных и разбираться – можно просто наложить штраф на собственника трубы. В Краснодарском крае Росприроднадзор по Северо-Кавказскому федеральному округу (СКФО) направил в адрес дочернего предприятия «Транснефти» АО «Черномортранснефть» требование о возмещении материального ущерба, нанесенного реке Кура на сумму более 94 млн рублей криминальный врезкой в нефтепровод. Криминальная врезка была обнаружена 20 августа 2016 года в русле реки Кура на глубине 2,5 метра в районе хутора Привольный в Ставрополье. Преступники врезались в магистральный нефтепровод «Обводной вокруг Чеченской республики» и по проложенному по дну реки шлангу длиной более 3 км перекачивали нефть на территорию фермы. Там ее сливали в замаскированную емкость. При перекачке часть похищенной нефти попадала в реку. Криминальная врезка и ее последствия были оперативно ликвидированы сотрудниками «Черномортранснефти». Полиция задержала одного из виновников несанкционированной криминальной врезки, и в возбужденном уголовном деле «Черномортранснефть» признана потерпевшей стороной. При этом Департамент Росприроднадзора потребовал возместить ущерб АО «Черномортранснефть», а не виновников врезки. Аналогичная ситуация в Ленинградской области. Вадим Иванов, заместитель начальника отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, даже обосновывает эту позицию ведомства: «По Федеральному закону №116, магистральный нефтепродуктопровод – это опасный производственный объект. И данным законом ... (устанавливается – ред.), не допускать проникновение посторонних лиц на такой объект». Однако протяженность магистральных трубопроводов – сотни тысяч километров. Невозможно выставить охрану через каждые 100 метров закопанной под землей трубы. Иначе вся страна должна заниматься только тем, что охранятьтрубы. И так в «Транснефти» более половины штатного персонала приходится на охранные подразделения. В других странах воров нефти и топлива ловит полиция. И поймать их совсем нетрудно − многие АЗС в Ленинградской области торгуют ворованным дизелем. В Башкирии Верховный суд Республики дважды пресекал попытки Росприроднадзора возложить вину на подразделение «Транснефти» АО «Транснефть – Урал». Последний раз судья Верховного Суда Республики Башкортостан Фаизова З.Ф. 15 февраля 2016 года отменила решение Калининского районного суда г. Уфы, по которому на «Транснефть – Урал» был наложен штраф в 40 тыс. рублей за якобы загрязнение дизельным топливом 10,3 тыс. кв. м на территории района. Вкратце предыстория события такова. При очистке от снега дороги вдоль МНПП «Салават-Уфа» днем 6 марта 2015 года бульдозер задел пластмассовый шланг, из которого стало вытекать дизельное топливо. Водитель бульдозера тут же сообщил по телефону о происшествии, продуктопровод оперативно перекрыли. Утечка оказалась небольшой – около 200 литров, которые вылились на площадь порядка 6 кв. м. Грунт собрали и вывезли. Все последствия были ликвидированы к вечеру того же дня. Когда через месяц в апреле начал таять снег, оказалось, что с талыми водами в ближайшие реки с территории садовых участков стали стекать нефтепродукты, скопившиеся рядом с домом, где топливные воры устроили свой криминальный цех. Администрация Уфа обратилась в АО «Транснефть-Урал» с просьбой помочь в устранении последствий работы воров. Сотрудники компании откликнулись и оперативно устранили проблему. Нефтепродукты в реки не попали. За помощь в очистке территории от последствий воровства дизеля Росприроднадзор решил... наказать «Транснефть-Урал» − компанию обвинили в загрязнении 10,3 тыс. кв. метров территории и потребовали с нее штраф в 40 тыс. рублей. Это постановление, поддержанное Калининским районным судом, отменил судья Верховного суда республики. Из материалов судов видно, что обвинять компанию «Транснефть-Урал» абсурдно хотя бы потому, что ее трубы не проходят рядом с загрязненным участком, и неясно, чем именно и насколько он загрязнен. Вероятно, Росприроднадзору удобнее и проще обвинять во всем государственную «Транснефть». Таким образом, структуры Росприроднадзор защищают не интересы государства, а свою спокойную жизнь, отчитываясь перед московским начальством странными постановлениями и выписывая постращавшей стороне штрафы. В результате искаженного освещения активности Росприроднадзора в обществе создается впечатление, что в разливах нефти и нефтепродуктов виноваты не преступники, устраивающие криминальные врезки в трубопроводы, а «Транснефть». Последний пример. В Солнечногорском районе Подмосковья произошел разлив авиационного бензина, сообщило 8 декабря Glazey.info. Причиной ЧП стала незаконная врезка в трубопровод. Кто виноват? Светлана Долгова, заместитель руководителя рабочей группы «По экологической безопасности Москвы и Московской области» при Общественной палате РФ ничтоже сумняшеся заявляет: «В случившейся катастрофе виновата именно «Транснефть». А как же воры топлива?... К сожалению, аналогичную позицию занимает и государственный Росприроднадзор.