Звёзды кино и «дьявольские машины». Какие известные суда ходили по Волге
Более 200 лет назад, в 1816 году, по волжским плёсам у Царицына прошел первый пароход. С тех пор Волгу бороздило много разных судов. Среди них были и самые настоящие «знаменитости», получившие роли в фильмах таких мэтров как Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай. Биографии самых известных судов «АиФ-НП» рассказал историк-архивист, знаток истории волжского судоходства Виктор Коваль. Молитва против теплохода В 1816-1817 годах на Каме под руководством талантливого русского инженера Петра Соболевского были построены первые пароходы. Они имели деревянные корпуса и слабый двигатель, не способный бороться с сильным течением. Жители деревень, привыкшие к неторопливым расшивам и баркам с бурлаками, суеверно называли первые пароходы «чертова расшива». В некоторых местах Волги служили даже молебны, чтобы избавить от «дьявольских машин» реку. Первой компанией, которая обеспечила регулярное судоходство от Твери до Астрахани, стало товарищество «Самолет», основанное в середине 1853 года. Затем возникло пароходство «Кавказ и Меркурий», «По Волге», а уже в начале ХХ века - пароходное общество «Русь», одна из главных контор которого располагалась в Царицыне. К 1914 году на Волге насчитывалось около 50 крупных пассажирских судов. На них состоятельные волжане не только путешествовали по воде, но и отдыхали, отмечали праздники, заключали деловые сделки. Звёзды экрана Сразу два судна, которые не раз довелось видеть жителям приволжских городов, стали героями кинофильмов. Пассажирский скоростной пароход «Спартак», до революции носивший название «Великая княжна Татьяна Николаевна», заполучил роль в картине «Жестокий романс» Эльдара Рязанова. Фильм сняли в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница». Там он предстает перед зрителями как теплоход «Ласточка», на котором развернулись кульминационные сцены картины. Главную героиню Ларису на борту убивает жених. Именно на «Спартаке» звучит фраза, ставшая крылатой: «Так не доставайся ж ты никому!» К слову, «Спартак» успел не только «сделать актерскую карьеру», но и «послужить». Во время гражданской войны на нем был плавштаб Волжской флотилии, а во время Великой Отечественной судно превратилось в плавучий госпиталь. В начале XXI века «Спартак» был продан и отбуксирован под Ростов, где позже сгорел. О приобретении в коллекцию «Спартака» некоторое время хлопотал перед Речфлотом России один из крупнейших музеев флота Великобритании. Роль в кино прославила и настоящую «Ласточку» - буксирный и пассажирский пароход. В 1959 году это судно сняли в фильме Леонида Гайдая «Трижды Воскресший» по именем «Орленок». По сюжету картины главные герои спасают от забвения старый буксирный пароход. «Ласточка» участвовала в Гражданской войне и Сталинградской битве. За время последней судно доставило в город 18 тысяч бойцов Красной Армии, эвакуировало за Волгу 14 тысяч жителей и раненых бойцов. За проявленное мужество члены команды и капитан Василий Крайнов отмечены наградами. Воспоминания о пароходе можно найти в воспоминаниях выживших родителей и детей. Они писали: «Милая «Ласточка», ты спасла нам жизнь». История теплохода закончилась в 1973 году - его утилизировали в Волгоградском затоне. Строитель ГЭС и «предводитель» нефтяных караванов Буксирный пароход «Степан Разин», до революции «Редедя, Князь Косогский», под командованием капитана Николая Чадаева стал флагманом вождения большегрузных караванов. Так, в 1935 году он проводил вверх по Волге составы из нефтеналивных барж с грузом в 34 тысячи тонн, а затем и более 40 тысяч тонн. «Степан Разин» был одним из самых мощных судов своего времени - его двигатель имел 1000 лошадиных сил. В 1958 году пароход списали, после чего старый колесник некоторое время служил неподвижным пародателем. Сейчас судно порезано на металл. «Саратовский ледокол», транспортный паром для железнодорожных составов, составов, сейчас лежит на дне близ автомоста в Саратове. Возможность подъёма и реставрации судна в качестве технического музейного экспоната обсуждается годами, но пока он остается погруженным в воду. Эта машина с мощностью 1400 лошадиных сил - первое ледоколькное судно на Волге. Долгие годы оно работал на проводке железнодорожного парома. Участвовало в Великой Отечественной войне, а также помогало строить Волжскую ГЭС, речную инфраструктуру Сталинграда и Саратова. Крушение лайнера Теплоход «Александр Суворов», речной лайнер - одно из самых молодых известных волжских судов. Он был построен на чехословацкой верфи в Комарно в 1981 году. Несмотря на свой небольшой возраст, успел потерпеть крушение. 5 июня 1983 года в Ульяновске в результате навигационной ошибки «Александр Суворов» зашел под несудоходный пролет моста и столкнулся с его конструкциями. Надстройка вместе с рубкой и кинозалом оказалась срезанной. Четырёхпалубное судно брало на борт 307 пассажиров. В аварии погибло около 175 человек. Тем не менее, судно еще в строю. Теплоход был восстановлен и сейчас в навигацию курсирует по рекам европейской России. «Параход Чкалова» и плавучая гостиница Пассажирский пароход «Память Азина», до революции известный как «Великий князь Александр Михайлович», в наши дни тоже можно встретить на воде, правда, уже в другом качестве. Сейчас судно стоит в Будапеште и используется как плавучая гостиница. Теплоход был построен в 1903 году и модернизирован в 1950-х. Своё последнее название получил в честь героя Гражданской войны Владимира Азина. Работал на регулярных рейсах от Горького до Астрахани до начала 1980-х годов. Долгие годы капитаном судна являлся Валентин Мелешкин - потомственный волгарь. Историю судна можно увидеть в короткометражном фильме «Старый пароход». Грузо-пассажирский пароход «Михаил Калинин» тоже првратили в базу отдыха. Но только после славных военных моментов биографии. А до этого на пароходе работал Валерий Чкалов - будущий знаменитый летчик трудился в машинном отделении «Калинина» кочегаром. Во время Сталинградской битвы пароход доставлял в Сталинград грузы и эвакуировал раненых. Однажды под немецким обстрелом вывез почти 1000 человек. В июне 1948 года во время шторма на Волге команда «Михаила Калинина» не пришла на помощь тонущему у берега Сталинграда буксирному пароходу «Пожарский», побоявшись шторма. В катастрофе погиб 91 человек. В послевоенном Сталинграде «Калинин» возил пассажиров до 1970-х годов, после чего стал использоваться в качестве базы отдыха близ Саратова. В начале 1990-х пароход порезали на металлолом. Под водой, по некоторым данным, до сих пор осталась часть корпуса. Отважный катер и сгоревший «Сталин» Пассажирский пароход «Иосиф Сталин», или по-старому «Графиня», брал на судно до 350 человек. В августе 1942 года во время эвакуации раненых из Сталинграда находящийся под командованием капитана Ивана Рачкова «Иосиф Сталин» попал под лобовой обстрел артиллерии немцев. В результате возникнувшего пожара погибло много пассажиров и членов экипажа, а само судно село на мель близ Тракторного завода. По одной из легенд, сейчас корпус корабля лежит на дне Волгоградского водохранилища - примерно в 15 км от плотины ГЭС. Пожарный катер «Гаситель», до революции «Царев», несмотря на свои скромные для судна габариты - 35 метров в длину, в годы Великой отечественной войны спас многие жизни. Во время Сталинградской битвы судно совершило под береговым обстрелом десятки рейсов, участвовало в спасательных, пожарных операциях. Судно заканчивало трудовую карьеру в аванпорту Волжской ГЭС, после чего в 1966 году было списано списано. В 1970-е годы по иницативе ветеранов речного флота началось восстановление катера. В 1977 году «Гаситель» был установлен в качестве памятника у речного вокзала в Волгограде. По одному из проектов «Гаситель» должен был стать не памятником, а вновь самоходным судном учебной базы «Малой волжской детской флотилии». Проект так и не был реализован.