Мачеревич: РФ не мешала работе польских прокуроров на месте крушения Ту-154
Российская сторона не мешала польским прокурорам проводить следственные действия на месте авиакатастрофы под Смоленском, в которой в 2010 году погиб президент Польши Лех Качиньский, однако представители Варшавы не воспользовались этой возможностью, заявил в интервью изданию Gazeta Polska министр обороны страны Антони Мачеревич. По его словам, после катастрофы было подписано соглашение, в котором российская сторона "согласилась на полную свободу действий польских прокуроров на месте трагедии, на участие во всех следственных действиях, в частности, во вскрытиях, по обеспечению безопасности территории, в анализе этой территории". "Прокуроры ничего из этого не сделали. Нет никакой документации… Насколько я знаю, нет никаких свидетельств того, что российские следователи блокировали действия польских ответственных лиц. Из существующей документации следует, что польские прокуроры не предприняли никаких усилий и никаких попыток реализовать свои обязанности, на которые получили согласие", — заявил Мачеревич. По его словам, если бы польские прокуроры проводили какие-либо действия на месте смоленской трагедии, в распоряжении Варшавы были бы какие-нибудь фотографии с места авиакатастрофы, с описаниями ситуации, схемами расположения обломков самолета и тел погибших. "Ничего такого в документации, которая осталась в прокуратуре и Комиссии по изучению авиаинцидентов, нет. Ничего такого не существует", — подчеркнул министр. При этом Мачеревич вновь заявил о "вине" России в авиакатастрофе. По утверждению Мачеревича, экс-премьеру Дональду Туску уже спустя несколько дней после авиакатастрофы докладывали, что "в развитии событий виновна российская сторона". По мнению Мачеревича, место авиакатастрофы под Смоленском было экстерриториальным, и никто не имел права входить на территорию без согласия польских властей. Глава правящей партии Польши "Право и справедливость" Ярослав Качиньский заявил, что занимавший ранее пост министра иностранных дел Радослав Сикорский решил не объявлять место крушения экстерриториальным, хотя представитель посольства в РФ Петр Марчиняк обращался с соответствующим запросом к российским властям. Мачеревич назвал это "абсолютно незаконным деянием". "Месту катастрофы с момента, когда этого запросил посол Марчиняк, принадлежало право экстерриториальности. Что значит, что без согласия польских властей никто, помимо польских госслужащих, не должен был иметь возможности войти туда", — сказал Мачеревич. Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. В настоящее время группа прокуроров Национальной прокуратуры Польши работает над четырьмя делами, связанными со смоленской катастрофой. В их числе — действия в 2010–2011 годах во вред Республике Польша со стороны государственных должностных лиц, уполномоченных действовать от имени Варшавы в отношениях с РФ и российскими организациями во время изучения причин авиакатастрофы. Также расследуются неисполнение польскими госслужащими обязанностей при изучении обломков президентского самолета, фальсификация документов о подготовке визита Качиньского в Россию и затруднение проведения расследования путем уничтожения доказательных материалов. Самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского в 2010 году потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный". На борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа, летевших на траурные мероприятия в Катыни. Все они погибли.