Реанимация на море: новый российский скоростной катамаран может спасти десятки жизней

Задачи, которые решает Военно-морской флот России, требуют, чтобы в его состав входили многофункциональные корабли. Особое место в этом ряду занимают спасательные суда. С этой целью для российского флота разработан универсальный скоростной катамаран AS14 с уникальными характеристиками. Однако прежде чем описать катамаран AS14, стоит отдать должное одному из самых современных и универсальных спасательных судов в мире, которым сегодня является спасательное судно океанского класса для ВМФ РФ, головное судно проекта 21300С «Дельфин», «Игорь Белоусов». Оснащенный по последнему слову новейшим водолазным оборудованием и уникальными спасательными глубоководными аппаратами это судно предназначено для спасения экипажей, подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на аварийные лежащие на грунте или находящихся в надводном положении подводные лодки или надводные корабли. Кроме того, судно может осуществлять поиск и обследование аварийных объектов в заданном районе, в том числе и в составе международных морских спасательных формирований. Однако, к сожалению, в мире случаются катастрофы, в которых спасение жизней зависит больше не от наличия того или иного оборудования, а от того, как быстро спасатели могут оказаться рядом. С этой целью в России и создан универсальный катамаран AS14, у которого скорость является преимуществом. По морю он может развить скорость 50 узлов (92,6 км\ч). О том, как важна скорость, напоминают самые страшные катастрофы, случившиеся на море и в океане. Например, помощь выжившим после полного погружения «Титаника» с парохода «Карпатия» пришла только спустя полтора часа. «Карпатия» была небольшим пассажирским пароходом, её максимальная скорость составляла всего 14 узлов. Чтобы развить как можно большую скорость, на «Карпатии» были отключены отопление и горячая вода. Благодаря этому, лайнер развил рекордную скорость 17,5 узлов. Даже спустя сто лет после крушения пассажирского судна «Титаник» с трудом удается эвакуировать пассажиров с круизных лайнеров в случае чрезвычайной ситуации. Сотни пассажиров и членов команды гибнут в катастрофах на море, пытаясь добраться до спасательных шлюпок. Людям, оказавшимся в западне в горящем или накренившемся судне, приходится полагаться на интуицию и собственные силы. Катамаран AS14 Универсальный скоростной катамаран AS14 имеет небольшие размеры (длина 15,3 м, ширина корпуса 5,08 м, водоизмещение 19 т). Однако он обладает другими интересными особенностями, за которые был признан одним из 30 наиболее значительных малых судов мира по версии Королевского Общества морских инженеров. Благодаря конструкции он обладает хорошей остойчивостью. Крен или дифферент за счет того, что это двухкорпусный катамаран, исключен. Это позволяет проводить на нем даже операции. Именно поэтому судно эффективно может применяться в первую очередь как медицинский катер, оснащенный реанимационным оборудованием. Однако не менее эффективен он будет и как эвакуационный, пожарный, патрульный, водолазный, военный и пассажирский катер. Другой особенностью катамарана является хорошая управляемость по сравнению с однокорпусным судном. Он может развернуться на месте, а в случае необходимости он может резко остановиться. По словам разработчиков, он может останавливаться за два корпуса до цели. Это позволяет эффективно и быстро подбирать терпящих бедствие моряков и пассажиров. Экипаж судна состоит из двух человек, управление осуществляется одним человеком из рулевой рубки. Максимальное количество спецперсонала и пассажиров – 10 человек, которые размещаются в креслах и сиденьях рулевой рубки и каюты. Полная грузоподъемность судна – 4500 кг. Запасы топлива хранятся во встроенной цистерне емкостью 3500 л, а дальность плавания составляет не менее 460 миль при движении на скорости 25 узлов. Запас пресной воды хранится во вкладной цистерне емкостью 200 л. В носовой части оборудован носовой кокпит с аппарелью, состоящей из двух секций служащей для приема пострадавших с необорудованного берега. На крыше рубки, опционально, может быть установлена кран-балка или электрическая лебедка для приема пострадавших с высоких объектов. В кормовой части судна предусмотрена навесная платформа-кринолин, служащая для защиты и обслуживания движителей и размещения забортного кормового трапа. В помещениях судна в корпусах оборудованы четыре каюты с четырьмя местами для сна и отдыха, а также санузел и камбуз. Помещение санузла оборудовано унитазом, душевым поддоном умывальником. Отсек медицинской помощи оборудован креслами для медперсонала, стеллажами и кронштейнами для медицинского оборудования, а также два приёмных стола для носилок с амортизирующими подвесками. Спасательное устройство Данный катамаран выполнен именно как реанимационный спасательный катер. Однако в случае необходимости он может быть переоборудован. Но даже в этом исполнении катер способен спасти экипаж крупнотоннажного рыболовецкого траулера или другого судна. На борту катера находится один надувной спасательный плот вместимостью 12 человек, размещаемый на кормовой платформе, который сбрасывается вручную. Также катамаран оснащен спасательными кругами с линем длиной 30 м и светящимся буйком и дымовой шашкой, размещенный на кормовой палубе. В штатном исполнении он имеет 12 спасательных жилетов со светящимися огнями и два спасательных жилета для вахты, распложенные в рулевой рубке. В состав бортового оборудования входят восемь электрических помп, 24В, производительностью 61 л/мин каждая с автоматическими выключателями. Помпы устанавливаются по одной в каждом водонепроницаемом отсеке. Также он оснащен восьмью вентилируемыми сифонами, которые предотвращают засасывание забортной воды в выпускных трубопроводах. Кроме того на борту катамарана есть переносная помпа погружного типа с независимым источником питания. Для эффективного поиска пострадавших и терпящих бедствие судно оборудовано видеокамерой ночного видения установленной на крыше рубки, с функций записи изображения. Визуальный контроль изображения с видеокамер производится с использованием дисплея, установленного в рулевой рубке. Напомним, Министерство обороны РФ обращает особое внимание спасательному флоту. Так, до 2018 года поисково-спасательной службе ВМФ РФ планируется передать три спасательных катера проекта 23370М. Таким образом, к 2018 году у службы будет 15 многофункциональных катеров проектов 23370 и 23370М. Поскольку мир становится быстрее и опаснее, человечество должно прилагать максимум усилий для предотвращения трагедий на море, а современные морские спасательные средства увеличивают шансы людей выжить в агрессивной среде. Автор: Михаил Рычагов