«Действуйте! Не ждите, что мир вдруг начнёт меняться сам»: как работает проект «Разделяй и умножай»
«Разделяй и умножай» — федеральный экопросветительский проект, который учит школьников заботиться о природе, разделять отходы и помогает им внедрить полезные привычки. Ребята не только заботятся об окружающей среде, но и помогают детям, нуждающимся в лечении. Мы поговорили с руководителем проекта Еленой Белоусовой о том, как превратить уроки по экологии в увлекательные игры, как школьники становятся инициаторами перемен в своих семьях и подключают к раздельному сбору целые офисы, и как даже одна пластиковая крышечка может стать частью настоящего новогоднего чуда.
Проект «Разделяй и умножай» работает с 2018 года. За семь лет он вовлёк в экоповестку более десяти регионов от Москвы до Республики Хакасия и объединил тысячи школ и дошкольных учреждений. Ежегодно в мероприятиях проекта принимают участие более 500 тыс. школьников и дошкольников.
Спикеры и активисты проекта проводят для детей занятия по экологии. На них ребята узнают, как заботиться о природе, разделять отходы и внедрять экопривычки. И сразу же закрепляют это практикой: проект организует в учреждениях сбор макулатуры, пластиковых крышечек, а в некоторых местах также собирают текстиль и одноразовые стаканчики. Каждый год только в Москве на переработку отправляется примерно 300 т вторсырья. При этом между школами проходит соревнование по сбору макулатуры. Самые активные получают денежный приз, который тратят на развитие волонтёрских отрядов, школьные нужды или передают на благотворительность.
Один из ключевых партнёров «Разделяй и умножай» — благотворительный фонд «Кораблик», который помогает детям с тяжёлыми заболеваниями и их семьям. Средства от переработки собранного вторсырья идут на конкретную помощь: оплату анализов, лекарств или поездок на лечение. Это позволяет школьникам увидеть, как простые экопривычки помогают не только быть экологичным, но и заботиться о других людях.
Также проект регулярно запускает творческие конкурсы и организует марафоны, в которые вовлекаются целые семьи.
Елена Белоусова пришла в «Разделяй и умножай» в 2018 году в качестве лектора. А уже с марта 2019 года возглавила проект и вместе с командой превращает экологическое просвещение в увлекательное и социально значимое дело.
Елена, расскажите, как появился проект и что значит его название? Что именно вы предлагаете разделять и что — умножать?
Корни проекта уходят в Новосибирск, где в 2015 году активисты Всероссийского общества охраны природы запустили акцию «Школы и садики за раздельный сбор отходов». Когда энтузиасты переехали в Москву, название упростили — так родилось «Разделяй и умножай».
Что касается названия, смысл «разделения» и «умножения» за семь лет существования проекта во многом поменялся. Изначально идея была показать детям экономическую выгоду от раздельного сбора и других экопривычек. Причём от уровня школьника до уровня страны. Например, экономия ресурсов (воды, энергии) дома сохраняет бюджет семьи. От сдачи макулатуры на переработку школа получает деньги, которые может потратить на покупку канцелярии или ещё каких-то полезных вещей для детей, — это выгода и для школы, и для школьников. При переработке этой макулатуры экономятся вода и энергия — от этого выигрывают и предприятия, и государство. То есть изначально под «умножай» в названии проекта подразумевали финансовую выгоду.
Но со временем у названия появился совсем другой смысл. Для меня «разделять» — это делить ответственность за будущее планеты, а «умножать» — распространять знания, внедрять полезные привычки и вовлекать в экоповестку как можно больше людей. Мы не просто учим сортировать отходы, мы помогаем детям почувствовать, что их действия важны.
Как устроены ваши занятия? Чем они отличаются от школьных уроков?
Главное правило простое: урок должен быть таким, чтобы у ребёнка загорелись глаза и возник интерес, тогда он захочет слушать, участвовать, рассуждать, предлагать решения. И информация лучше усвоится. Все наши занятия интерактивные, игровые, с интересными дополнительными материалами и в основном командные.
У нас есть много экоигр. Например, в одной из них надо придумать идеальную жизнь бумажной тетради. Вместе с детьми мы фантазируем, как должен выстраиваться процесс от вырубки дерева до производства, поступления в магазин и использования и, наконец, утилизации. Мы рассуждаем, что с ней можно сделать — отправить на мусорный полигон, сжигание или переработку — и какой способ будет лучшим.
Если в классе есть интерактивная доска, можно «поиграть» прямо на ней. Например, у нас есть задание с сортировкой отходов: дети водят пальцем по доске и буквально собственными руками отправляют отход в нужный контейнер.
Для старших школьников у нас есть кейс-батлы, викторины и квизы, в том числе на платформе MyQuiz.
Последние два года мы делаем ставку на творческие конкурсы. Например, у нас был конкурс постановок «Театральный экомир»: школьники (и даже дошкольники) придумывали мини-спектакли на экологическую тему. Финалисты показывали их на небольшом экофестивале в одной из центральных московских библиотек.
Потом прошёл конкурс экочастушек — лучшие мы включили в сборник и напечатали. Теперь дарим его партнёрам.
А в начале этого года мы провели конкурс сказок «Сказочно о природе». Нам пришло больше 500 работ со всей России, от Калининграда до Владивостока. Ребята присылали истории, где героями были не только животные и деревья, но и пластиковые бутылки, макулатура и даже старые кроссовки. Экспертное жюри отобрало 20 лучших работ, и уже в январе у нас выйдет ещё один сборник.
Через уроки, игры и творчество мы стараемся сделать заботу о природе частью повседневной жизни детей.
Почему вы делаете ставку именно на детей и подростков?
Потому что им жить в тех реалиях, которые мы сейчас формируем. Подрастающему поколению достались все последствия потребительского образа жизни: изменения климата, горы мусора, загрязнённые водоёмы и воздух. Это всё повесили им на плечи, и не хочется оставлять их наедине с этими проблемами.
Мы хотим научить ребят жить в этих условиях и помочь им с детства осознавать ответственность за свои действия.
В отличие от многих взрослых, дети открыты новому: они воспринимают экопривычки не скептически, а буквально и с интересом. Чем раньше начать говорить с ними об этом — на уроках, через книги, фильмы, социальную рекламу, общение со сверстниками, — тем быстрее и глубже укоренятся идеи заботы о природе.
Кроме того, дети часто становятся проводниками перемен в своих семьях. Сначала родители или бабушки приносят крышечки или макулатуру ради ребёнка и его интересов. Но со временем часто и сами начинают вникать, задавать вопросы — в общем, вовлекаться. Поэтому всё чаще мы делаем конкурсы семейными: чтобы экопривычки становились общим делом, а не только школьным заданием.
Советы для родителей: как рассказывать ребёнку об экологии
А есть ли какой-то конкретный пример, когда ребёнок «заразил» своими новыми привычками своих родителей?
Да! У нас есть одна замечательная многодетная семья, чьи дети учатся в одной школе. Их папа так увлёкся школьным сбором макулатуры, что подключил к нему целый офис: каждый раз, когда в школе объявляют акцию, он организует параллельный сбор на работе. То есть он не только сам участвует, но и вовлекает коллег, которые сдают офисную и даже производственную бумагу.
Семья настолько вдохновилась, что уже несколько лет подряд выигрывает в нашей номинации «Экологичная семья года». А для нас особенно ценно, что через личную мотивацию — желание поддержать детей — папа стал проводником экопривычек и в профессиональной среде. Ведь донести экологическую повестку до компаний бывает непросто, а здесь всё произошло естественно: ради общего дела в итоге и коллеги тоже начали меняться.
Школы, которые участвуют в проекте, собирают макулатуру. Какие ещё отходы вы помогаете им отправлять на переработку и почему не все фракции включены в конкурс?
Помимо макулатуры, в школах проекта регулярно собирают пластиковые крышечки. Раньше мы собирали и батарейки, но вынуждены были приостановить эту акцию. Дело в том, что по закону мы не можем вывозить эти опасные отходы из школ своими машинами, а лицензированная компания НЭК из-за роста стоимости логистики теперь вывозит батарейки только от двух тонн с одного адреса. В большинстве школ такой объём нереалистичен. К счастью, в Москве и Московской области и во многих других регионах достаточно мест, где можно сдать батарейки, так что проблем с их утилизацией у жителей нет.
Также в некоторых школах собирают одноразовые стаканчики — к сожалению, пока ещё не всем организациям удалось отказаться от них. В таких школах рядом с кулером устанавливают специальные колбы для сбора. По мере заполнения колб стаканчики пересыпаются в короба, а когда объём накапливается, партнёрская компания забирает стаканчики на переработку.
Главный конкурс в проекте — по сбору макулатуры. Мы специально не проводим соревнования по другим фракциям: ведь иначе мы бы стимулировали людей покупать, например, пластиковые бутылки, чтобы накопить побольше крышечек. Поэтому конкурс строится именно вокруг макулатуры: она неизбежно появляется в школах, и её сбор — реальный вклад в сохранение ресурсов. Каждый килограмм сданного вторсырья пересчитывается в рубли призового фонда, и самые активные школы делят его между собой.
Ещё мы знаем, что в некоторых школах собирают текстиль. Какова дальнейшая судьба собранной одежды?
Сбор текстиля в школах проходит выборочно — только там, где установлены специальные боксы от компании Laut Recycling из Иваново. По мере накопления нужного объёма машина забирает весь текстиль на сортировку. Одежда, пригодная для повторного использования, направляется на благотворительность. В Laut Recycling из разных регионов приходят заявки на адресную помощь, под параметры которой и выбирают вещи из собранного текстиля. Всё, что не подлежит дальнейшему использованию — порванное, сильно изношенное, с пятнами, — идёт на переработку на завод той же компании, где превращается в новые материалы.
Таким образом, каждая вещь получает вторую жизнь — либо как помощь человеку, либо как сырьё. Правда, таких школ пока немного, потому что установка боксов возможна только при наличии партнёрской поддержки. Но там, где сбор налажен, он идёт на постоянной основе.
«Я была в эйфории от того, что это кому-то нужно»: как и из чего вырос фонд «Второе дыхание»
Как проект начал сотрудничать с благотворительным фондом «Кораблик»?
Мы работаем с «Корабликом» с весны 2019 года. Партнёрство появилось по запросу самих школ: многие педагоги и родители знают о проекте «Добрые крышечки» и хотели, чтобы сборы в их организациях тоже имели не только экологическую, но и социальную пользу.
Фонд «Кораблик» помогает детям с тяжёлыми заболеваниями, организуя сборы на конкретные цели: оплату перелётов на лечение, анализов, лекарств. Эти суммы — от нескольких десятков до сотен тысяч рублей — реально закрыть нашими силами. И школьники могут увидеть прямой результат своего участия.
Средства для фонда мы собираем от продажи сданного пластика и части доходов от макулатуры. Копим по несколько месяцев, чтобы получалась ощутимая сумма, и перечисляем её фонду дважды в год: весной и перед Новым годом. Например, сейчас по итогам сборов с сентября по декабрь 2025 года удалось собрать около 140 тыс. рублей. Часть суммы мы уже направили в фонд на лечение маленькой девочки из Оренбурга Ани Мурзалуковой, которая страдает тяжёлым заболеванием — тотальной алопецией (выпадением волос. — Прим. ред.). Мы смогли закрыть сбор на покупку дорогостоящего лекарства, благодаря которому мечта Ани о красивых волосах может исполниться.
Для команды проекта особенно ценно, что дети не просто учатся сортировать отходы, а осознают: их действия приносят реальную пользу — и природе, и другим людям. Мы сохраняем окружающую среду и детское здоровье вместе. И даже одна крышечка в этом деле имеет значение.
Восьмилетняя Лера пожертвовала волосы детям с онкозаболеваниями
Как проект развивается за пределами Москвы?
«Разделяй и умножай» представлен в нескольких регионах, но уровень вовлечённости в них разный.
Самый активный регион — Ульяновская область. Там местные энтузиасты подхватили идею ещё в начале 2020 года и быстро распространили её на весь регион: подключили администрацию, через неё — школы и детские сады, организовали масштабные акции и вывели инициативу на новый уровень. Они используют наши методические материалы, но не останавливаются на этом: находят местных партнёров, разрабатывают собственные уроки, продвигают их и рассказывают о достижениях региона. Всё проводится настолько продуманно, масштабно и ярко, что даже мы порой берём с них пример. Недавно мы, например, побывали у них на юбилейной акции, и она нас очень впечатлила.
Совсем иная, но не менее вдохновляющая история — в Хакасии. Там вся активность держится на одном человеке — Николае Гончарове из Саяногорска. Несмотря на крайне сложную ситуацию с переработкой (в регионе, насколько я знаю, почти прекратили принимать даже макулатуру), он сам ездит по окрестным деревням и посёлкам, проводит экологические уроки в школах, организует сбор крышек и всего, что ещё можно сдать. Он даже придумал собственную систему мотивации — вручает детям «Паспорт эколога»: документ, подтверждающий, что ребёнок прошёл обучение и официально вступает в ряды юных защитников природы.
Николай берёт наши материалы за основу, но добавляет своё, с учётом местных особенностей. Он не просит поддержки, а наоборот — сам делится новостями, инициативами, результатами. Такие люди — настоящая опора проекта.
Что вы считаете главным достижением проекта?
Я думаю, очень важно, что последние годы проект «Разделяй и умножай» получает живой отклик у большего количества людей из самых разных уголков страны. Например, сейчас мы общаемся с активисткой из Дагестана — она хочет запустить сборы вторсырья в местных школах, несмотря на сложности с переработкой в регионе.
А недавно пришёл запрос из Магадана. Между нами несколько тысяч километров. И тем не менее активисты тоже узнали про проект и хотят получить поддержку.
И мы открыты для всех. Нам очень приятно и ценно, что люди приходят не потому, что их обязали, а потому что сами увидели в этом смысл. Мы рады делиться материалами, консультировать, поддерживать и видеть, как идея растёт.
Как можно подключиться к проекту?
Проще всего написать на почту school@voop.eco или позвонить мне (телефон указан на сайте). Обратиться к нам может педагог, родитель или любой активист (например, старшеклассник).
Желающие присоединиться к нам из Москвы обычно напрямую звонят, а из других регионов — пишут на почту. Кто-то хочет провести занятие по нашим материалам, кто-то просит помочь организовать какие-то акции в школе. Тем, кто хочет сам провести экоуроки, мы просто присылаем ссылку на папку на диске, где собраны презентация, небольшой видеоролик и пояснительная аннотация. Если запрос посложнее — то вовлекаемся и разбираемся индивидуально.
Также к нам присоединяются через платформу Добро.ру. Ежемесячно я создаю на портале акцию по сбору вторсырья в школе. И есть такие ребята, которые находят это мероприятие на Добро.ру, звонят и спрашивают, как им получить волонтёрские часы за участие, если, например, в их школе такой акции нет. И я подсказываю, как им этот сбор организовать самостоятельно.
Они могут взять наши информационные материалы, договориться с руководством школы о дне сбора, разместить анонс об акции, собрать несколько волонтёров, которые будут помогать в день приёма, и потом самостоятельно привезти собранную макулатуру и, например, крышечки на одну из наших баз приёма. Такой вариант тоже есть.
Что в планах на ближайшие 2–3 года?
Мы планируем расширять географию и углублять вовлечённость. В первую очередь — более активно подключить Санкт-Петербург, Вологду и Калугу. Эти города выбраны неслучайно. Дело в том, что у нашего нового партнёра «Объединённая бумажная фабрика „Торма“» есть пункты приёма макулатуры в Санкт-Петербурге и заводы по переработке этого вторсырья в Вологде и Калуге. Компания хочет поддержать социальные инициативы и развивать сбор макулатуры в городах своего присутствия. А мы с радостью ей в этом поможем.
Кроме того, мы делаем ставку на школьные и студенческие волонтёрские отряды. Буквально на днях мы запустили конкурс «Назови!» — ребятам нужно придумать лучшее название для всероссийской акции по сбору макулатуры.
К участию мы приглашаем как раз природоохранные отряды школьников и студентов, объединения и экоклубы из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Калуги и Вологды. Победители получат денежный приз на развитие своего отряда или проекта.
Нам важно, чтобы экопросвещение не превращалось в рутину и «отписку». Поэтому мы сознательно отказываемся от конкурсов с шаблонными проектами в пользу форматов, где проявляется творчество, инициатива и эмоциональная вовлечённость. Когда дети сами придумывают, спорят, предлагают — они становятся соавторами перемен.
И напоследок такой вопрос. Если бы у вас была возможность донести одно сообщение до всей страны — детей и взрослых, — каким бы оно было?
Действуйте! Не ждите, что мир вдруг сам собой изменится или кто-то «сверху» внезапно запустит позитивные перемены. Этот мир складывается из каждого из нас, и именно наши личные маленькие шаги, взятые вместе, создают движение вперёд. Если мы не будем действовать, не поверим в возможность изменений и не захотим участвовать, ничего хорошего просто не случится. Всё зависит от нас самих.
Начинайте с малого. Не думайте, что ваш поступок слишком незначителен, чтобы повлиять на что-то. Ваши усилия не останутся незамеченными. Даже самый скромный шаг запускает цепную реакцию: чем чаще вы действуете, тем больше набираете обороты. Чем увереннее становитесь, тем быстрее развиваетесь и двигаетесь вперёд. Это правило работает во всём. И для экологичного образа жизни тоже актуально.
Призываю всех прямо сейчас начать делать маленькие шаги. Можно зайти на сайт проекта «Разделяй и умножай» и участвовать в наших конкурсах. Многие из них, особенно творческие, открыты для всех жителей страны.
И вот небольшой спойлер: в январе, когда новогодние праздники останутся позади, мы запускаем всероссийский онлайн-экочеллендж, доступный абсолютно каждому. Пока не раскрываю всех деталей, но уже сейчас можно подписаться на наш телеграм-канал или заглянуть на сайт — именно там появится вся информация. Присоединяйтесь к челленджу, получите заряд позитива — и с каждым днём будете становиться всё более осознанным, заботливым и экологичным человеком.