Материал сделан совместно соSberEco

«1% от всего регистра — это наши коллеги»: как в Сбере развивается движение доноров костного мозга

В Сбере уже несколько лет растёт движение доноров костного мозга, которое началось с инициативы в Ростове-на-Дону и сегодня объединяет тысячи сотрудников по всей стране. Результаты впечатляющие: за это время к проекту присоединилось около 4 тыс. потенциальных доноров, а несколько сотрудников уже смогли подарить своим «генетическим близнецам» шанс на выздоровление. Один из лидеров движения, Наталья Ложкина, рассказала, как удалось привлечь такое количество человек и что нужно для того, чтобы движение стало ещё более масштабным.

«1% от всего регистра — это наши коллеги»: как в Сбере развивается движение доноров костного мозга
© Личный архив Натальи Ложкиной

Расскажите, как появилось движение доноров костного мозга в Сбере?

Движение доноров костного мозга в Сбере появилось благодаря огромному желанию и инициативе моей коллеги и единомышленника Иры Тарзановой, с которой мы сейчас вместе развиваем этот проект, чем я невероятно горжусь. Всё началось в 2022 году в Ростове-на-Дону, вскоре присоединились все территории Юго-Западного банка. После победы проекта «Лекарство есть в каждом» в конкурсе социальных проектов Сбера было принято решение о его тираже.

С тех пор потенциальными донорами костного мозга стали порядка 4 тыс. сотрудников. Для сравнения: всего в регистре около 484 тыс. россиян. Получается, что почти 1% из них — это наши коллеги.

Почему лично вы решили заняться проектом?

Я давно занимаюсь волонтёрством в фонде, который помогает онкопациентам, и хорошо понимаю, с какими трудностями сталкиваются люди с тяжёлыми заболеваниями, в том числе и крови. Проект донорства костного мозга напрямую связан с тем, чтобы помогать людям выздороветь. Для меня это не просто социальная инициатива, а способ реально помогать — ведь каждая регистрация потенциального донора может однажды спасти чью-то жизнь.

Для меня это не просто социальная инициатива, а способ реально помогать — ведь каждая регистрация потенциального донора может однажды спасти чью-то жизнь.

Как вам удалось привлечь к этому проекту так много людей?

Мне кажется, ключ к тому, что нам удалось привлечь столько людей, — это системный и продуманный подход к развитию проекта и работе с волонтёрами. Мы изначально сделали ставку не просто на энтузиазм, а на компетентность наших амбассадоров.

Вместе с партнёрами из Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова (РДКМ) в 2023 году мы провели онлайн-обучение для большого числа коллег и обучили часть из них в очных школах амбассадоров в Москве и Новосибирске. Эти люди получили знания, которые позволяют им консультировать будущих доноров, отвечать даже на сложные медицинские вопросы, а также брать и направлять биопробы в лаборатории. Так сформировалась сильная, обученная база единомышленников, которые не просто горят идеей, но и могут качественно помогать людям вступать в регистр.

Кроме того, мы старались максимально упростить сам процесс вступления: проводить акции прямо в офисах Сбера и использовать удобный бескровный способ — забор буккального эпителия. Благодаря этому человек может сразу, на месте, заполнить документы и сдать биопробу.

Поддержка Национального РДКМ дала нам возможность организовать этот процесс комфортно и эффективно для сотрудников как в офисе, так и за его пределами — например, во время ежегодного масштабного спортивного фестиваля «Зелёный марафон» Сбера по всей России.

«Донорство — не про деньги»: история почётного донора России

Вы сами обратились к РДКМ за поддержкой или это они инициировали проект?

Изначально, когда проект только зарождался, Ира Тарзанова активно искала возможности для партнёрства. В итоге коллегам из Национального РДКМ откликнулась и эта идея, и подход к её реализации, а нам — их оперативность и гибкость во взаимодействии с нами. Благодаря такому эффективному сотрудничеству в числе прочего нам удалось достичь таких результатов.

© Личный архив Ирины Тарзановой

Кто ваш типичный участник?

Это в первую очередь женщина. Это связано и с тем, что в Сбере большинство сотрудников — женщины, и с тем, что волонтёрство в целом имеет «женское лицо». Чаще всего это люди среднего возраста, что тоже соответствует профилю наших сотрудников.

Мы работаем в разных блоках и направлениях, занимаем разные должности, но нас объединяет ключевая ценность — развитие не просто донорства, а осознанного донорства.

Для нас важнее не количество собранных анкет, а взвешенность решения о вступлении в регистр каждого конкретного человека, от которого в будущем может зависеть чья-то жизнь.

Мы хотим, чтобы наши доноры были готовы пройти весь путь до конца, если вдруг окажется, что именно они могут дать шанс на выздоровление другому человеку. Поэтому наш участник — это человек с высоким уровнем эмпатии и ответственности, который действительно понимает ценность своего поступка.

У вас уже есть случаи, когда уже кто-то стал донором?

Таких примеров, насколько я знаю, сейчас не меньше пяти, и о некоторых из них мы уже рассказывали в медиа. Самый известный пример — наш коллега Дмитрий Иванов из Санкт-Петербурга, который работает в блоке «Технологии». Он даже стал «лицом» Национального РДКМ — его фото можно было видеть на серии плакатов по всему городу.

Совсем недавно на слёте в Екатеринбурге мы познакомились с коллегой из Уральского банка, Владимиром Ставровым. Он работает в сети продаж, и у него очень вдохновляющая история донорства: Владимир осознанно когда-то вступил в регистр с мыслью помочь, и спустя время эта возможность, действительно, появилась, хотя в действительности такой шанс выпадает очень редко: 1 к 10 тыс. Год назад он стал донором, и если всё будет хорошо, то ещё через год он сможет встретиться со своим «генетическим близнецом», тем, кому он помог. При обоюдном желании донора и реципиента, конечно.

Интересно, вы сказали, что волонтёрами являются в основном женщины, но среди примеров доноров — только мужчины.

У нас есть и девушки — например, в Нижнем Новгороде работает Наталия Ерушева, уже состоявшийся, реальный донор. «Лицо донора» в целом остаётся женским — в регистр, по моим наблюдениям, чаще вступают именно женщины. Наверное, это связано с тем, что женщины более социально активны и сострадательны. Возможно, по этим причинам они быстрее принимают решение помогать другим.

При этом мужчины нам особенно нужны. Это не умаляет роли женщин, но в донорстве костного мозга есть свои нюансы, а в жизни женщины есть периоды беременности, родов, кормления, которые временно исключают их из донорства, а сами эти процессы влияют на здоровье.

Поэтому одна из наших задач — привлекать больше молодых здоровых мужчин к осознанному донорству.

Через какие каналы коммуникации лучше получается привлечь волонтёров?

Лучше всего работают массовые мероприятия — именно там люди чаще всего узнают о проекте, задают вопросы, интересуются, как вступить в регистр или стать волонтёром. Такие события создают правильный информационный повод и позволяют напрямую пообщаться с участниками, снять страхи и развеять мифы о донорстве костного мозга.

© Личный архив Натальи Ложкиной

Кроме того, очень хорошо работает сарафанное радио. Часто бывает так, что кто-то из сотрудников вступает в регистр, а потом приводит коллег — рассказывает им о своём опыте, отвечает на вопросы, мотивирует присоединиться к следующей акции. Это здорово, потому что даже те, кто формально не является волонтёром или амбассадором, всё равно становятся проводниками идеи и помогают нам расширять сообщество.

Вы уже несколько раз упомянули амбассадоров, можете рассказать подробнее, что это?

Амбассадоры — это наши самые активные и подготовленные волонтёры, которые хотят глубже погрузиться в тему донорства костного мозга и помогать распространять знания об этом.

Сейчас у нас в движении 42 амбассадора. Чтобы стать им, нужно пройти специальную школу. Мы участвовали в них при организационной поддержке Национального РДКМ в 2023 году в Москве и Новосибирске, а в этом году впервые при поддержке Дальневосточного банка школа была организована на базе Сбера в Хабаровске. Программа школы предполагает офлайн-обучение и глубокое погружение в медицинскую тематику. Там есть отдельные блоки, посвящённые медицинским вопросам, противопоказаниям, процессу донации. Это помогает амбассадорам уверенно консультировать коллег и отвечать даже на сложные вопросы.

Выделяет ли банк финансирование на ваш проект?

До недавнего времени проект не имел отдельного финансирования со стороны банка. Однако сейчас мы на финальной стадии заключения партнёрского соглашения, в рамках которого Сбер будет финансировать процедуры HLA-типирования для сотрудников. Это исследование, которое помогает определить генетическую совместимость.

Планируется, что большую часть затрат возьмёт на себя Сбер, а оставшуюся — Национальный РДКМ. Таким образом, мы сможем оплатить вступление в регистр примерно для 2 тыс. сотрудников Сбера.

Это важный шаг, который позволит сделать процесс участия ещё доступнее и привлечь больше людей к донорству костного мозга. Огромная благодарность всем, кто причастен к этому решению.

Как вы думаете, что нужно изменить или улучшить в проекте, чтобы он стал ещё более масштабным и эффективным?

Во-первых, у нас есть и ресурс, и опыт, и желание выходить за пределы Сбера, чтобы делиться практикой развития движения с другими компаниями. Мы видим большой потенциал в том, чтобы передавать свой опыт корпоративного волонтёрства и рассказывать, как выстраивать такие проекты эффективно. Например, в 2024 году на конференции в Общественной палате РФ я представляла наш проект, и многие крупные корпорации — участники встречи — были удивлены масштабом наших результатов. При том что некоторые из них развивают аналогичные проекты дольше нас, количество их доноров оказалось заметно меньше.

© Личный архив Натальи Ложкиной

Во-вторых, мы хотим взаимодействовать с самой многочисленной группой сотрудников Сбера — это коллеги, которые работают в клиентских офисах банка, менеджерами прямых продаж и малого бизнеса. Они ограничены в коммуникациях и редко участвуют в акциях, потому что во время их проведения находятся либо на рабочем месте, отлучиться с которого невозможно, либо на выездах. Если мы сможем с помощью правильных коммуникаций и удобных форматов вступления в регистр охватить именно этот сегмент, это позволит существенно увеличить охват проекта. Ведь это как раз молодые, активные, неравнодушные люди — тот самый портрет потенциального донора, который нам особенно важен для развития федерального регистра доноров костного мозга.

Если в вашей компании ещё нет подобной инициативы, вы можете вступить в регистр самостоятельно. Для этого подайте заявку на «Госуслугах» или лично придите в медучреждение из списка. Если вы записались онлайн, с вами свяжутся, чтобы согласовать дату и время сдачи крови или мазка с внутренней поверхности щеки.