Бумага ожила
Фредди Меркьюри, Бэтмен и Джэссика Рэббит, обаятельная красная панда и милые выдры – объёмных фигур реальных людей, киноперсонажей, героев компьютерных игр и животных, выполненных из цветного картона и бумаги, в коллекции нашего земляка Сергея Евстратова уже не один десяток. И мастер продолжает создавать новые композиции. В начале этого года он бросил себе вызов, пообещав друзьям каждую неделю показывать новую работу. Цель – не только отточить мастерство, но и привить себе привычку в суете рутинных дел находить время на творчество. От оригами к паперкрафту Сейчас хобби приносит автору в основном эстетические эмоции и даёт возможность отвлечься от забот, но иногда поступают и коммерческие предложения. А начиналось всё с увлечения оригами (японской техникой изготовления фигурок из бумаги), с которым Сергей познакомился в школе на уроках труда. – Мне тогда было лет 8-9, когда нам показали технику работы с бумагой. Очень понравилось собирать всякие кораблики, самолётики, попугайчиков. Но потом моя семья переехала в Курск, и я надолго забыл об этом увлечении, – рассказывает собеседник. – В возрасте 22-23 лет я случайно увидел в интернете видео, как один японец собирает красивых бабочек из бумаги. Тут я вспомнил, что тоже когда-то создавал фигурки, и вновь заинтересовался. По представленным в Сети урокам Сергей вновь начал собирать бумажные фигурки, но через некоторое время понял: реалистичности полученных композиций ему недостаёт. Тут ему попалось другое направление – модульное оригами. Его суть в том, чтобы складывать объёмные скульптуры из маленьких бумажных треугольников. Классический пример тому – журавлики. Умельцы шли дальше, создавая не только фигурки, но и предметы быта – вазы, конфетницы и прочее. – Но и тут мне не хватило реалистичности, и я начал искать свою нишу дальше, – продолжает Сергей. – И тогда встретился с направлением, которым занимаюсь по сей день – паперкрафт, или бумажное моделирование. По сути, это объёмные пазлы. Паперкрафтом я занимаюсь уже около 13 лет и останавливаться не планирую. Мне в нём нравится всё: можно собрать любого персонажа, любое животное и всё что захочется. Прежде чем начинать работу над сборкой, нужно получить 3D-модель будущей скульптуры, из которой идёт развёртка на детали, подлежащие склейке. Сегодня в интернете можно найти массу готовых вариантов моделей различной сложности. Но далеко не все они при сборке гарантируют хороший результат: бывает, не хватает деталей, а иной раз и сами запчасти разнятся в размерах и, как следствие, во время соединения друг с другом не совпадают должным образом. Такие приходится дорабатывать вручную – где-то подрезать, а где-то, напротив, корректировать величину или форму. Но необходимый навык приходит с опытом и уже в процессе сборки: сразу понять вид готовой будущей скульптуры, глядя на вырезанные детали, довольно сложно. Начинал Евстратов с готовых найденных в интернете моделей, а сегодня многие из них создаёт сам на компьютере, в зависимости от того, какую скульптуру хочется собрать – животное, человека или мультяшный персонаж. Если опыта в 3D-моделировании оказывается недостаточно для реализации задумки, обращается к специалистам. – Самыми первыми моими фигурками в паперкрафте были персонажи из игры «Лига легенд». Это были максимально простые персонажи. Разработчики предлагали в рамках акции склеить несколько персонажей из своей игры, – вспоминает скульптор. – Я попробовал, мне понравилось, и я захотел собрать ещё. Но простых я больше не нашёл, в интернете оставались только сложные. Но я бросил себе вызов. И буквально пятая моя скульптура была уже довольно детализированной. Сейчас, глядя на неё, я вижу, сколько недочётов я совершил. Но на тот момент мне казалось, что это верх моего мастерства. После первых скульптур Сергей провёл работу над ошибками и стал наращивать мастерство. Молодой человек увлёкся созданием фигурок героев любимых компьютерных игр, мультяшных персонажей, но вскоре осознал, что слишком детализированные фигуры персонажей мало знакомы широкой массе людей. – У героя мультфильмов Багса Банни поклонников меньше, чем у какой-то среднестатистической кошечки. Потому что любителей кошек много, а какого-то конкретного персонажа любят далеко не все, – приводит пример Евстратов. – И тогда я увидел, что набирает популярность направление «лоу поли» – создание узнаваемых объёмных фигур с минимальным количеством граней. Сейчас все мои скульптуры как раз в этой стилистике. Но иногда я возвращаюсь к истокам, так, например, собрана фигура мопса. Как и любой творческий человек, Сергей по-разному относится к своим работам. Есть те, которые мастер бросил создавать, не завершив до конца. Так случилось с фигуркой кролика, который по задумке должен был цепляться лапой за книжную полку. В процессе работы мастер понял, что дело не ладится – многие мелкие детали не сходились между собой. Был и нереализованный заказ, который поступал из Воронежа. Семейная пара просила сделать на крестины ребёнка двухметрового слона. Но потом у супругов поменялись планы, и они отказались от идеи. Однако разработку 3D-модели оплатили. – Файл со слоном пока так и лежит в компьютере, но я планирую ради интереса его всё же собрать, мне интересно, каким он получится, – говорит Сергей. – До последнего времени моей самой любимой работой была скульптура Фредди Меркьюри. Я фанат его творчества и группы Queen. Сейчас пальму первенства моих личных симпатий перехватила фигурка головы слона. Мне кажется, она наиболее удачная и в плане исполнения, и в плане подбора цвета. Скальпель, шило и линейка Первые свои фигуры мастер создавал из обычной бумаги, потом стал вырезать заготовки из ватмана, что-то раскрашивал вручную, чтобы придать выразительность скульптурам. Сегодня Сергей работает с фотобумагой, если нужны конкретные оттенки и переходы цвета. Но базой для создания большинства фигур стал дизайнерский картон. Его особенность в равномерном нанесении цвета на обе стороны листа и прокрашенные внутренние слои, благодаря чему в местах изгибов деталей нет белых полос. Продумывая будущую скульптуру, Сергей сразу подбирает листы нужных цветов. Для себя мастер заказывает дизайнерский картон у поставщика, но отмечает, что такой можно найти и в магазинах товаров для творчества. Неотъемлемые в паперкрафте инструменты – скальпель, шило, доска для резки, линейка, клей и пинцет. Последних иногда требуется несколько – от обычных до компактных и тонких, позволяющих захватить очень мелкие детали. Дома у мастера есть и специальное оборудование, которое помогает быстрее вырезать детали. – Сначала я использовал ножницы, но с опытом понял, что скальпель гораздо лучше режет бумагу и картон, не оставляя характерных заломов, – объясняет скульптор. – Благодаря этому края всех деталей остаются ровными, а при склейке это не приводит к деформациям шва. Что же касается клея, то начинал с обычного ПВА, но потом перешёл на «Момент Кристалл» – он не оставляет пятен и быстро фиксирует детали между собой. За годы увлечения Сергей Евстратов создал уже десятки разных скульптур. Некоторые работы оставил дома, другие подарил друзьям, третьи были выполнены сразу под конкретный заказ. Иной раз свои работы автор приносит на тематические вечеринки в школу танцев, где сам занимался, а с недавнего времени преподаёт. Благодаря своему небольшому весу такие фигуры легко крепятся к стене и другим поверхностям на английские булавки: и украшение, и необычный предмет интерьера. Но бывало и такое, что скульптура получала вторую жизнь после первой демонстрации на каком-то мероприятии. Так, несколько лет назад случилось с двухметровым космонавтом. Изначально Евстратов создавал его для фотозоны мероприятия, которое проводили в Курске представители ивент-индустрии – свадебные фотографы, дизайнеры, организаторы праздников. – После мероприятия встал вопрос, куда девать эту громоздкую скульптуру. Дома хранить было негде, никто забирать её не стал, и тогда я позвонил в наш областной планетарий и предложил им безвозмездно забрать космонавта. Они согласились, и я был рад. Не знаю, уцелел ли он до сегодняшнего дня, но тогда он прекрасно вписался в интерьер! – вспоминает собеседник. Во время нашей беседы мастер создал акулу, которая легко умещалась на ладони, отметив, что это самая быстрая скульптура из всех, что он создавал – на её изготовление ушло всего 20 минут. В целом же работа над фигурами может продолжаться от пары до десятков часов. Рекорд по продолжительности затраченного времени принадлежит скульптуре Фредди Меркьюри – из-за обилия мелких деталей сборка была сравнима с трудом ювелира. У Сергея на эту скульптуру ушло почти сто часов, а 3D-модель для неё специально создавали знакомые. Ещё одна кропотливая работа – персонаж из компьютерной игры «Лига легенд». По задумке создателей, герой держит в руках кинжалы. Чтобы это воссоздать, пришлось корпеть над фигурой несколько часов. – Почему меня так увлекает паперкрафт? Вот лежит груда непонятных деталей, а по прошествии времени из них собирается что-то интересное, – рассуждает скульптор. – Мне интересно видеть результат своего труда. Но любовь к скульптурам приходит уже после того, как работа завершена. Количество деталей у скульптур разнится от нескольких штук до сотен. Так, автор вспоминает, что работал над скульптурой робота из компьютерной игры, и у него на сборку было порядка 600 фрагментов. Размеры у скульптур тоже могут быть совершенно разными – от пяти – семи сантиметров до полутора и даже двух метров. – Сейчас творчеством занимаюсь в основном по ночам. Днём работа, различные дела, а к вечеру сажусь за скульптуры. Ну не умею я сидеть без дела! – признаётся мастер. – Это хобби хорошо разгружает голову от накопленной за день информации. Кроме того, оно отлично тренирует мелкую моторику, пространственное мышление, поэтому полезно и детям, и взрослым. И лично для меня каждая идея очередной скульптуры – это своего рода вызов самому себе. Учусь, совершенствую себя, ставя перед собой разные задачи. Советы новичкам Время от времени Сергей Евстратов по поступающим в соцсетям просьбам проводит мастер-классы по паперкрафту для детей и родителей. Скульптор даже раздумывает над тем, чтобы в скором времени организовать свою выставку, а в перспективе, возможно, даже открыть обучающий курс для желающих научиться искусству создания объёмных фигур из бумаги и картона. Но признаётся: чтобы проводить занятия, нужно всё как следует продумать, составить методический план, где структурировать процесс подачи информации так, чтобы уроки были интересными и захватывающими. Это, как и любое другое дело, требует времени и творческого подхода. Тем, кто хочет научиться паперкрафту, мастер советует начинать с изготовления простых фигур. Развёртки для них можно легко найти в интернете. – Не стоит сразу гнаться за большими и детализированными скульптурами, поскольку пока нет навыка, результат может разочаровать и отбить всякое желание продолжать работу, – рекомендует Сергей. – Здесь важно в целом понять технологию, набить, как говорится, руку. Можно для начала склеить пирамидку или лёгкую в исполнении фигуру из нескольких фрагментов, где минимум изгибов. Да, вид у таких скульптур будет угловатый, не такой изящный, как у работ опытных мастеров. Но зато появится представление о технике! Гнаться за качественными и, как следствие, недешёвыми материалами в начале работы тоже не следует. Новичку вполне подойдут обычная офисная бумага, ножницы и клей ПВА. Потом, когда появится базовый навык, можно брать более плотные текстуры – чертёжную бумагу, ватман и картон. Их при желании можно раскрашивать, придавая готовой фигурке выразительность. Для этого подойдут и обычные краски, которые растворяются водой, и аэрозоли. Но в работе с последними тоже требуется навык, кроме того, из-за мелкодисперсных частиц, содержащихся в баллончике, работу над окрашиванием следует вести в хорошо проветриваемом помещении, защищая глаза и дыхательные пути. Поэтому новичку, вооружившись кистью, лучше брать гуашь, акварель или акриловые краски. Ирина ЛЕОНОВА Фото из архива героя публикации