Clair Obscur: Expedition 33: отзыв, обзор, впечатления, сюжет, стоит ли играть
Идеально почти всё — от истории до визуала.
Вы видели хоть одну подборку, где Clair Obscur: Expedition 33 включили бы в список ожидаемых игр 2025-го? Вряд ли. Потому что до релиза игра казалась просто любопытной. В остальном все видели команду разработчиков, где трудятся около 30 человек, и жанр JRPG, который у многих вызывает безразличие. Во многом из-за затянутости таких игр на сотни часов, бесконечных пошаговых боёв и специфической подачи. Там то за японских школьников переживать нужно, то вдумчиво вникать в беды очередной фэнтези-вселенной.
Однако Clair Obscur: Expedition 33 вышла — и мгновенно покорила мир. Сейчас это самая высокооценённая игра в истории пользовательских оценок на Metacritic, и принадлежность жанру JRPG никого не смутила. В чём секрет? Он прост: перед нами игра, идеальная почти во всём — от истории до геймплея и визуала.
Clair Obscur: Expedition 33: главное об игре
Название: Clair Obscur: Expedition 33. Платформы: ПК, PS5, Xbox Series. Разработчик: Sandfall Interactive. Издатель: Kepler Interactive. Дата выхода: 24 апреля 2025 года. Жанр: JRPG. Перевод: русские субтитры.
Clair Obscur: Expedition 33: как поиграть?
Игра официально продаётся в России. Цена в Steam — 3499 рублей. Также она вышла на PS5 и Xbox Series. На PS5 можно купить диск, а на Xbox Series и ПК новинка доступна в подписках Game Pass Ultimate и PC Game Pass соответственно.
Видео размещено на YouTube-канале PlayStation. Права на видео принадлежат Kepler Interactive.
Столь пронзительной истории не было давно
Казалось бы, современного игрока трудно удивить сеттингом. Мы видели, как демоны вылезают из глубин и устраивают резню. Как боги лихо сражаются, не считаясь с потерями. Как хороший человек становится чудовищем и погружает мир во мрак. В общем, видели всё — но не такое.
Мир Clair Obscur: Expedition 33 медленно погибает. Всё из-за таинственной Художницы, которая раз в году поднимается к огромному камню посреди океана и пишет цифру. Если 34, то все люди этого возраста мгновенно обращаются в пепел. Беда в том, что число год за годом идёт на уменьшение. Скоро в живых останутся только дети, чуть позже исчезнут и они.
Выжившие раз за разом собирают экспедиции, чтобы добраться до Художницы, перебить охраняющих её монстров и покончить с неторопливым геноцидом. Однако все понимают: поучаствовать в экспедиции — всё равно что положить голову на плаху. Из неё никто ещё не вернулся, а Художница продолжает зловещий отсчёт. Быть может, героям игры удастся всё изменить? Что ж, им точно придётся туго, ведь высадка в логове врага покажет: бояться стоит не только монстров.
Сам сеттинг цепляет мгновенно, но ещё сильнее впечатляет подача. На фоне всегда звучит изумительная музыка, которая тут же залетает в плейлист и приводит в блаженство. Герои общаются как нормальные люди — со страхом в голосе, убедительными эмоциями и действительно забавными шутками. Сценарист и актёры озвучки, среди которых сам Чарли Кокс из «Сорвиголовы», сработали на высочайшем уровне.
Всё ещё и поставлено так грамотно, что даже пролог пробивает на слезу. Вы ещё не знаете персонажей, не понимаете их взаимоотношений и не изучили правила мира. Это не мешает проникнуться глубинной тоской, когда Художница наносит очередную цифру.
Хороша не только завязка. По мере того как продвигаешься по острову, вопросов становится всё больше. Почему некоторые монстры разумны и не желают зла? Что за престарелый и могущественный человек обитает на острове? Как он пережил цифры Художницы? И чего вообще добивается истребительница человечества? Во всём этом интересно разбираться, так что сюжет становится одним из ключевых крючков, удерживающих за экраном. К счастью, не единственным.
Игра меняет классический жанр
Почему многие не любят JRPG? Потому что вспоминают неторопливые сражения из условной Persona. Там вы собирали удачный отряд и вычисляли уязвимости врагов — в остальном же просто обменивались ударами, усиливали союзников, лечили раненых. Тем временем Expedition 33 сохраняет основу таких сражений, но делает их на удивление динамичными.
Секрет в том, что баталии разбавили активными действиями. Враг наносит запутанный удар? От такого лучше увернуться. Бьёт с равными таймингами? Выпады стоит парировать и в случае успеха нанести контратаку. Пришло время собственного выпада? Прожми кнопки вовремя и повысь урон.
Когда привыкаешь к QTE и парированиям, появляются новые механики. К примеру, некоторые удары можно только перепрыгнуть — и затем контратаковать. А вот деревянные гады, что носят на спине катапульту. Не сразу догадаешься, что её можно отстрелить. Разработчики постоянно подкидывают нечто новое и поддерживают интерес. Похожее было в Sea of Stars с её блоками и усилениями, но команда Clair Obscur повысила динамику до нового уровня.
Важно, что все механики реально используешь. Побочные мини-боссы легко растопчут команду, но, если играть умело и выучить тайминги, рано или поздно добьётесь своего. Так, в Clair Obscur появляются элементы Dark Souls, где мастерство и подготовка важнее прокачки и остроты клинка. К слову, костры, шорткаты, возрождающиеся враги и ограниченное количество хилок тоже в наличии.
Захватывают не только бои. Взять сам мир, который не менее интересно исследовать. Повсюду разветвления, неприметные узкие проходы, альпинистские ступени на стене и причудливые платформы для прыжков. За любопытство обязательно наградят — расширением запаса лекарств, новым оружием, материалами для прокачки или пиктосами, бесценными модификаторами.
Пиктосы — краеугольный камень билда. Один модификатор при выстреле накладывает на противника ожог, а другой повышает урон по горящим противникам. Третий даёт очки действий в случае убийства, а четвёртый — восстанавливает HP при том же условии. Таких пиктосов десятки, и из них всегда можно собрать улётный билд. Так как состав команды регулярно меняется, то и билды стоит пересобирать почаще.
В итоге геймплей Clair Obscur: Expedition 33 ощущается поразительно увлекательным. Мир исследовать интересно, драки полны динамики, из способностей, пиктосов и экипировки легко собрать множество билдов.
Единственный минус, пожалуй, только в базовых врагах и нескольких корявых локациях. Если боссы обычно интересные и шокируют изобретательными атаками, то стандартные мобы быстро приедаются. Они недостаточно эффектно выглядят и вызова толком не бросают. А прекрасные и понятные уровни временами подменяют сущим кошмаром. Человек, который прыгал по летающим островам, знает истинную боль. К счастью, подобных минусов мало, и впечатлений они не портят.
Этот визуал можно показывать на лекциях
Финальный аргумент в пользу Clair Obscur: Expedition 33 — визуал. Дело не в продвинутых технологиях, ведь в игре хватает сомнительных текстур и мыла. Секрет в дизайнерах, которые создали красоту, сравнимую с «Призраком Цусимы». На фоне всегда красуется что-то загадочное и красивое, в воздухе кружат листики и цветы, цветовая гамма в меру яркая и вместе с этим спокойная. Поэтому даже проходной локацией любуешься.
А ведь проходных локаций мало, чаще разработчики закидывают в чарующее место. В подводный город, где плавают гигантские змеи и валяются раздавленные корабли. В деревню чудных созданий, которую можно бы переделать в японский сад. В Париж, где Эйфелева башня уже сломана, а многие здания вот-вот развалятся.
Важно, что вся эта красота прилично оптимизирована.
Я проходил Expedition 33 на ПК с RTX 4060 и с Full HD-монитором. Поднял настройки до высоких и получил стабильные 60 FPS без просадок, вылетов и всяких DLSS. А стабильные 30 FPS обеспечит даже старая GTX 1650 Ti, пусть на низких настройках и с технологией XeSS.
Clair Obscur: Expedition 33: стоит ли играть?
Обязательно! Это не просто выдающаяся игра, но и один из главных игровых сюрпризов последних лет. Пропускать новинку не стоит, даже если ненавидите jRPG. Возможно, после Clair Obscur: Expedition 33 поменяете мнение.
Оценка Clair Obscur: Expedition 33 — 9 из 10
Понравилось
Не понравилось