Невероятное-21: Япония, догоняй! В России внезапно для Запада грянула серверная революция
По данным американского Управления экономики и статистики (ESA), входящего в Департамент торговли США, по количеству центров обработки информации Россия поднялась с 10 места, которое она занимала в 2021 году, на 8 место в мире (по состоянию на март 2025 года), обойдя – представьте! – Японию и Канаду.
Если до начала СВО в стране насчитывалось 172 центра обработки данных и облачных дата-центров, то сейчас, опять же по сведениям янки, их 251. Рост составил почти 46% и даже ускорился. Для сравнения: в Германии (2 место) было 487 ( рост 8%), стало 529, в Великобритании 456 и 523 соответственно (14%), а во Франции произошло снижение с 328 до 322.
Центр обработки информации можно сравнить с крупным заводом, в том числе и по потребляемой элетроэнергии, при этом базы данных имеют решающее значение для бизнес-операций и необычайно важны для развития экономики.
Уникальность цифровизации России связана даже не с количественными показателями, что само по себе важно, а со скачком в условиях тотальных санкций. Фактически в нашей стране произошла серверная революция.
Понятно, что поставки необходимого оборудования чаще идут по параллельному импорту с доводкой на местах, но и внутри страны есть серьезные подвижки с импортозамещением, как бы скептически к этому ни относились диванные эксперты и рыцари американского “железа и софта”.
И вот пришла новость, что в России начат выпуск серверов на отечественном процессоре Baikal-S, причем с памятью DDR4 тоже отечественного производства, поддерживающей “оперативку” до 384 ГБ, и опять-таки с родным микроконтроллером “Амур”. Ну, а чуть позже разработчик планирует использовать отечественную SSD-память, производство которой тоже локализовано в нашей стране.
Отдельно уточняется, что даже текстолит для плат серверов тоже сделан национальной компанией.
Согласно принятой в мире кодификации, страна изготовителя серверов, как правило, маркируется по месту разработки процессоров. Конечно, есть разные подходы к “Made in…”, но в любом случае на остальную мелочевку, за исключением микросхем памяти, обычно не обращают внимания. В мире наблюдается перепроизводство элементной базы, поэтому с ее приобретением даже на маркетплейсах нет проблем от слова “совсем”.
Отечественные серверы, если они в чем-то и уступают зарубежным, будут, безусловно, востребованы. “Потребность в импортозамещенных вычислительных мощностях крайне высока, особенно в госструктурах и корпорациях оборонно-промышленного сектора”, – убеждена Татьяна Мосендз, эксперт рынка НТИ Нейронет.
Критики перехода на родные серверы утверждают, что “Байкал” – “не настоящий”, то есть изготовлен за кордоном, пусть и по нашему проекту. Возможно, они правы, но не факт. Напомним, что “Байкал Электроникс” в 2022 году вынужден был отменить продажу серверных CPU Baikal-S после присоединения тайваньской компании TSMC к западным санкциям, но потом все-таки начались продажи, причем совсем небольшими партиями.
Здесь нужны пояснения. Как утверждают топ-менеджеры зарубежных чипмейкеров, процесс переналадки всего комплекса оборудования для выпуска новых чипов может занять до 4-х месяцев. К тому же это не столько вопрос литографии, сколько контроля готовой продукции, к которому нужно отдельно готовить специалистов. Другими словами, партию в 1000 чипов можно “делать только для себя”.
Кроме того, в Сети появился интересный документ под названием “Декларация соответствия”, в которой сказано, что страной происхождения микропроцессора BE-S1000, он же Baikal-S, является Россия. Указан даже адрес, где изготавливаются чипы – Красногорск, Московский городской округ.
В свою очередь наша диванная тусовка шепчется, что Baikal-S выпускает “тайная” фабрика где-то в Азии по 16-нанометровому техпроцессу”, хотя теоретически этот процессор может подогнан под 65 нм и даже 90 нм, что, правда, скажется как на размерах пластины, так и на энергопотреблении.
На форумах также можно найти голословные утверждения, что “хитрые русские якобы купили чипмейкер в Индии”. Однако при углублении в тему выясняется, что речь идет почему-то о фармацевтической фабрике. Кто и зачем распространяет эти слухи, известно – враги нашей страны.
А еще злые языки в америках и европах строчат, что “русский промышленный шпион проник в ASML и NXP” и будто бы вывез все необходимые данные (сотни конфиденциальных документов) для создания фабрик, способных производить 28-нанометровые чипы”.
Дескать, до чертежей дело не дошло, но “все остальное уже в России”.
По другим предположениям, опять же в формате “хайли лакли”, в нашу страну попали-таки чертежи литографов, так что к 2028 году ждите технологический прорыв. Все это очень напоминает анекдот с бородой об “украденной у Америки атомной бомбе” и более подходит под антикриз на опережение, которому англосаксы, кстати, научили подшефную киевскую хунту.
Безусловно, многое в национальном производстве чипов на очень долгие годы останется секретом за семью замками. Достаточно в качестве примера привести историю с ракетой “Орешник”, о которой мир узнал после ее применения. В Москве прекрасно знают, на какие гадости способен Лондон, да и Вашингтон тоже. Поэтому ряд технологических достижений РФ просто не афишируется по соображению безопасности или в информационной повестке продвигается двусмысленно.
Как бы там ни было, но, похоже, скоро Россию недоуменно исключат из «почетного клуба стран-бензоколонок». Впрочем, в последнее время этот шаблон для характеристики нашей державы перестал применяться даже самыми окастрюленными русофобами.
Невероятное-20: Русская «Аврора» мощно врезала по Windows и MacOS
Невероятное-19: Запад в шоке — «Русские совершили наноэлектронную „высадку на Луну“»
Невероятное-18: Русская фотонная интегральная схема перевернула мир
Все хроники «Невероятного»