Конкурентоспособный отечественный продукт: как EvaTeam захватывает российский рынок, конкурируя с западными аналогами
EvaTeam, российский аналог Jira, в последние годы активно захватывает российский рынок и привлекает все больше заказчиков благодаря качественному продукту и постоянной обратной связи от клиентов. О том, какими преимуществами компания привлекает клиентов, как будет выдерживать конкуренцию в случае возвращения зарубежных вендоров, а также о развитии продукта, выходе на зарубежные рынки и других планах на будущее в интервью корреспонденту ComNews рассказал управляющий директор ООО "Карбон Софт" (бренд EvaTeam) Денис Кучаев.
Как много клиентов присоединилось к вашему продукту за последние два года?
Бренд EvaTeam (российский аналог Jira) мы вывели на рынок в 2019 году. По этому направлению до 2022 года у нас было лишь несколько десятков клиентов. Но с середины 2022-го пошел сильный рост. До этого целые сектора были монополизированы западным программным обеспечением (ПО). Но потом ниши открылись, и у нас пошел кратный рост по количеству новых клиентов, примерно в два-три раза каждый год. За это время к нам пришло около 700 клиентов. Причем рост заключается не только в количестве клиентов, но и в обороте компании. Уверен, что этот рост в таком же темпе продолжится и до 2027 года. К нам приходят не только крупнейшие российские компании, которым "сверху" спустили директиву об импортозамещении, но и малый и средний и бизнес, который раньше был полностью на иностранном ПО.
Почему клиенты шли именно к вам, а не к конкурентам? Почему ваши решения оказались привлекательней?
В 2022-2023 годах все наши конкуренты только выходили на рынок. А разработка подобного продукта занимает около пяти лет. В отличие от конкурентов, у нас в 2022 году продукт уже был и по функциональности достиг практически паритета с зарубежными аналогами. Хоть у него и были на тот момент недостатки, но клиенты на безрыбье готовы были с этим мириться и видели в нашем продукте большую перспективу. Теперь мы видим, что этот тренд на вынужденный переход закончился. Компании стали выбирать продукт в соответствии "цена-качество". То есть продукт должен быть дешевле зарубежного аналога и лучше по качеству. И мы держим эту планку.
С какими сложностями сталкивались ваши клиенты при переходе на отечественное ПО? Как решения EvaTeam помогли преодолеть эти сложности?
С каждым клиентом мы проводили GAP-анализ и выявляли, чего именно ему не хватает. Таким образом, мы приоритизировали всю функциональность, которая нужна. Этот функционал мы разделили на три категории. Первый (красный приоритет) - тот, без которого вообще нельзя работать. Это в случае с вынужденным импортозамещением. Его мы делали в первую очередь, иначе бизнес может встать. Второй (желтый приоритет) - то, без чего нельзя работать, но можно потерпеть пару месяцев. Третий (зеленый приоритет) - тот, что создает неудобства, но без него можно прожить еще какое-то продолжительное время. Зеленый приоритет мы делали в последнюю очередь.
Еще одна сложность, с которой сталкивались заказчики, - миграция. Клиенту надо перенести все данные, причем в полном виде. За три года мы сделали несколько сотен проектов по миграции. Мы сделали модуль, который переносит данные в максимально целостном виде. Грубо говоря, мы нажали одну волшебную кнопку, после чего программа сама подключается к Jira, видит все данные, забирает их и складывает к себе в целостном виде. Многие клиенты искренне удивляются, что мы вообще смогли такое сделать. Даже сама Jira не могла сделать подобное при миграции между облаком и on-premise. А мы сделали.
Кроме того, мы сделали полный клон интерфейса, чтобы нескольким тысячам сотрудников компании, которая является нашим клиентом, не приходилось привыкать к новой программе и переучиваться в ней работать. Это практически полностью идентичный интерфейс вплоть до цветовой гаммы. При этом мы сделали все так, чтобы не нарушать авторские права. В итоге люди готовы покупать продукт во многом из-за того, что он очень похож на уже привычный предыдущий. Обучение на новом продукте не требуется, благодаря чему сотрудники экономят время.
Как ваша экспертиза помогает адаптировать продукты для разных отраслей? Есть ли универсальные подходы EvaTeam, которые работают и в банках, и в логистике, и в нефтегазовой отрасли и т.д.?
Наш продукт универсальный. Он рассчитан под любую отрасль. Ведь во многих компаниях есть одни и те же ИТ-отделы, задачи, бизнес-пользователи. Наш инструмент очень гибкий, он никому не навязывает отдельную методологию, а, наоборот, приспосабливается под любую из них.
В чем уникальность вашей методологии в сравнении с другими российскими и зарубежными аналогами?
Западные решения развивались как разрозненные сервисы. Так, например, развивались и Jira. Они купили одно решение в экосистему, затем другое, третье. Получается, что это вроде бы и одна экосистема, но на самом деле решения разрозненны. Где-то стек другой, где-то технологическое решение иное. Но их все равно надо между собой интегрировать. То есть эта экосистема получилась не совсем бесшовной. А мы изначально создавали платформенное решение, которое максимально бесшовно обеспечивает бизнес-процессы между различными подразделениями и модулями. Не надо дополнительно ставить какие-то настройки и интеграции. Все работает максимально удобно и связано.
Какие еще конкурентные преимущества вашего продукта делают его устойчивым к возврату иностранных аналогов?
Нативный русский язык. Язык интерфейса изначально русский, нет никакого странного перевода. Сервис максимально дружелюбен к пользователям, он от локального вендора. Техподдержка и консультация напрямую от разработчика на одном языке. В случае запроса через другие страны ответа можно ждать неделю, а у нас оперативная консультация от разработчиков.
Наша система отвечает самым строгим требованиям информационной безопасности от крупных российских компаний. Мы выполняем нормативы ФСТЭК, система постоянно проходит проверки безопасности. По функциональности решений мы уже обгоняем западных вендоров. И конечно, репутация - ни одного клиента мы не оставили без поддержки, всем помогли.
В финансовом плане у нас фиксированная цена в рублях и более низкая стоимость. Заказчик ожидает, что отечественные решения будут дешевле, и мы следуем этим ожиданиям.
Помимо прочего, наше решение работает в инфраструктуре заказчика (on-premise), в отличие от зарубежных аналогов, которые движутся в сторону облаков. В течение трех-пяти лет они полностью закроют поддержку on-premise. Но в России тренд другой. Заказчику облако уже не продашь. Компании в целях безопасности активно переходят на on-premise. И мы даем такое решение. У нас есть даже бесплатная полнофункциональная версия on-premise.
Как вам помогает обратная связь от клиентов? Как улучшается экосистема благодаря обратной связи?
Мы делаем продукт только на основании обратной связи и только то, что наиболее важно клиентам. Один раз в квартал мы проводим опрос всей клиентской базы. Спрашиваем о том, чего не хватает клиентам, что можно улучшить. Мы находимся в постоянном общении с клиентами, поэтому обратная связь - очень важный для нас фактор. О любой обратной связи руководству сразу приходит уведомление, на которое мы моментально реагируем. В этом плане работы настолько много, что ее хватит на несколько лет вперед.
Есть ли у вас партнерские программы с другими российскими разработчиками? Какие интеграции наиболее востребованы?
У нас есть несколько видов партнеров. Первая группа - это те партнеры, которые помогают с настройкой продукта, его доработкой. У нас есть партнерская сеть, и компании, которые в нее входят, помогают клиенту настраивать продукт и дорабатывать его. Это партнеры-интеграторы.
Если говорить о технологическом партнерстве с другими российскими разработчиками, то здесь важно отметить, что наш продукт полностью совместим с различным инфраструктурным окружением российского open source и вендоров. Это и Linux, и база данных, и другие решения. У нас есть технологическая совместимость и взаимные сертификаты с Astra Linux, "РЕД ОС", "Базальт СПО", Postgress Pro и другими вендорами. Все популярные российские вендоры имеют с нами сертификаты совместимости. Благодаря этому наши клиенты могут спокойно использовать продукт EvaTeam на инфраструктуре других вендоров.
Также наш продукт можно интегрировать с любым бизнес-приложением. У нас есть приложения EvaTest, EvaServiceDesk, EvaEsm. Все они интегрированы максимально бесшовно. Это продукты, которые больше всего нужны клиентам. При этом мы не накладываем монополию на использование продуктов. У нас можно купить любой из них в отдельности, а не целиком всю экосистему. Кроме того, скоро мы анонсируем решение бесшовной интеграции с видео-конференц-связью (ВКС). Это будет мощное партнерство с лидирующим российским вендором ВКС. У нас получится великолепная синергия, как Jira и Slack. Мы получим единую платформу для всех бизнес-задач.
Как вы видите дальнейшее развитие экосистемы решений EvaTeam?
Наша экосистема расширяется при помощи совместных усилий с клиентами. Самостоятельная доработка платформы - одно из ключевых преимуществ. Потому что кроме нас, пожалуй, из платформ в России существует лишь 1С. Что мы видим? Во-первых, это развитие направления ИТ. Мы уже собрали единый конвейер разработки, который включает полное покрытие процесса управления ИТ-проектами или разработкой ИТ-продукта от управления требованием до сбора обратной связи.
Второе направление - широкий бизнес. Здесь мы развиваем Eva360. Это решение, которое объединит различные программы, где будет единое цифровое окно для компании. Там появится ВКС, чат, CRM, ESM (внутренний портал для сотрудников, где они могут составлять обращения в службу внутренней поддержки).
Также не забываем и про технологии искусственного интеллекта. Мы будем делать как ассистентов, так и ИИ-агентов, которые будут помогать с написанием документации, технических заданий. В целом мы планируем стать лидирующим разработчиком, который делает бизнес-приложения.
В инфополе все чаще ходят слухи о возможном возвращении западных вендоров в Россию. Насколько это реализуемо, на ваш взгляд? Как оцениваете готовность российских компаний остаться на ваших решениях и не возвращаться к иностранным?
Мы изначально готовились к конкуренции с зарубежными решениями еще до 2022 года, не ожидая ухода западных вендоров. Однако с их уходом у нас появился огромный шанс к развитию, благодаря которому мы "выстрелили" и сильно выросли. Конечно, существует вероятность, что иностранные компании вернутся. Но мы к этому спокойно относимся. Наши решения никуда не денутся. Вложения сделаны, потрачено много усилий, соответственно, определенную долю рынка наш продукт забрал.
Более того, около 70% заказчиков до сих пор сидят на западных решениях, постоянно продлевая лицензии на них. То есть мы до сих пор находимся в конкурентной среде с этими решениями. Но заказчики видят, что по соотношению "цена-качество" наш продукт лучше, поэтому и переходят к нам. А если западные компании действительно открыто объявят о возвращении в Россию, то далеко не все заказчики пойдут снова к ним. У них бесспорно хорошие продукты, но мы будем конкурировать на равных, причем не только в России, но и на зарубежных рынках, на которые мы планируем выйти в 2026 году.
В каких регионах планируете работать на зарубежном рынке?
Рассматриваем все направления. Но в первую очередь это Латинская Америка, Азия и Африка. Дальше будем следить за геополитической ситуацией. Если к нам вернутся западные вендоры, то и мы к ним пойдем тоже.
Какое количество новых клиентов планируете привлечь в ближайшие два года?
Думаю, что по клиентам мы вырастем в два раза за год. Если за последние два года к нам пришли 700 клиентов, то через год уже будет примерно 1,4 тысячи. Кроме того, мы планируем активно расширяться в малом бизнесе, поэтому через несколько лет наши клиенты могут уже исчисляться десятками тысяч.