Когда голливудское кино вернется в Россию?
Голливудское кино не вернется в Россию как минимум в 2025 году: даже если переговоры иностранных студий-мейджоров с российскими дистрибьюторами начнутся прямо завтра, весь процесс вряд ли растянется меньше чем на полгода-год. Таким мнением с «Парламентской газетой» поделились эксперты в области киноиндустрии, опрошенные во вторник, 25 февраля. Как скоро завершится эпоха «предсеансового обслуживания» и с какими проблемами могут столкнуться голливудские студии на пути обратно к российскому рынку — рассказываем в нашем материале.
«Старые механизмы полностью разрушены»
О возможном возвращении голливудского кино на фоне потепления международной обстановки, и в особенности отношений России и США, впервые сообщили «Известия» со ссылкой на генерального директора ассоциации «Интернет-видео» Алексея Бырдина.
«Российский рынок офлайн- и цифрового проката имеет хороший потенциал, зарубежные студии хорошо знают об этом и действительно могут вернуться, если усилиями дипломатов России и США возобновление экономических связей перестанет сдерживаться санкциями и начнет поощряться, нормализовываться», — цитирует издание эксперта.
Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров и управляющий партнер киносети «Синема 5» Алексей Воронков в разговоре с «Парламентской газетой» слухи об официальном возвращении голливудского кино в Россию опроверг.
«По имеющейся у меня информации на сегодняшний день ни одна дистрибьюторская компания не ведет никаких переговоров ни с одним мейджором, — отметил Воронков. — И ни один мейджор не выразил желания вернуться в Россию».
Тем не менее совсем исключать такое развитие событий, по словам Алексея Воронкова, нельзя: вероятность возвращения иностранных кинокомпаний ровно такая же, как и вероятность возвращения, скажем, автоконцерна Toyota или мебельной сети IKEA.
«Возможно, да, а возможно, нет, — отметил собеседник издания. — Но о чем уже можно говорить с абсолютной уверенностью, так это о том, что возвращение иностранных мейджоров точно не будет простым и гладким. Во-первых, им придется восстановить связи со студиями, которые занимались озвучкой. Во-вторых, заново, что называется, «проложить тропинку» к получению прокатных удостоверений. А за последние годы ситуация у нас в стране некоторым образом изменилась вместе с направлением и образом мыслей. И насколько в связи с этим процедура выдачи прокатных удостоверений ужесточится и усложнится, остается только догадываться».
Есть и еще один нюанс: по словам Алексея Воронкова, сегодня порядка 70% кассы кинотеатрам делает российское кино. И далеко не факт, что наши продюсеры захотят отдавать выгодные слоты показов иностранным конкурентам.
«По сути, механизм взаимодействия с иностранными мейджорами у нас сегодня полностью разрушен, — констатировал председатель ассоциации. — Им нужно будет заново набирать людей, заново открывать дистрибьюторские компании и так далее. Это все очень сложные и долгие процедуры. И сегодня, повторюсь, никаких подвижек в этом отношении нет. И я думаю, что если какие-то конкретные переговоры начнутся вот прямо завтра, то в любом случае весь процесс растянется на полгода-год минимум».
Голливуду пропишут новые правила
Схожее мнение высказала и руководитель компании «Оптима кино», занимающейся репертуарным планированием в 54 кинотеатрах России и СНГ, Елена Хажинская.
«Если могут вернуться Visa или Zara, то почему не может вернуться Warner Brothers? — отметила Хажинская. — Но пока я таких предметных разговоров не слышала».
По словам Елены Хажинской, головные офисы голливудских студий в России уже давно закрыты, и открыть их за пару дней не получится. Кроме того, эксперт также усомнилась в том, что западное кино так легко «сойдется» во взглядах и мнениях с российским государством. Особенно с учетом новых законов, запрещающих, к примеру, пропаганду, а в ряде случаев и просто демонстрацию чайлдфри, наркотиков и однополых отношений.
«На мой взгляд, если эти сложности все же удастся преодолеть, не исключен «заход» иностранного кино к нам не напрямую, а через некие компании-дистрибьюторы, которые будут действовать на основании договоров с головными офисами студий», — подчеркнула Елена Хажинская.
В Госдуме между тем в возвращении голливудских студий и вовсе усомнились.
«Перспектива возвращения на экраны наших кинотеатров доходного промысла Голливуда мне представляется нецелесообразной, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» первый заместитель председателя думского Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, народный артист России Николай Бурляев. — На мой взгляд, допущены к прокату могут быть только те фильмы, которые будут соответствовать нашей государственной культурной политике. И, безусловно, для этого нам нужно будет создать новые правила выдачи прокатных удостоверений, которые будут опираться на указ президента № 809 «Об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».