Разработчики игр скептически оценили предложенное регулирование отрасли

Видеоигровые ассоциации и участники рынка игр направили в Госдуму предложения с поправками к законопроекту, внесенному депутатом Антоном Горелкиным в конце 2024 года. Они отмечают, что ряд предлагаемых мер нереализуемы, уведут часть рынка в серую зону, а иностранные компании, продукты которых по-прежнему представлены в нашей стране, их проигнорируют.

Разработчики игр скептически оценили предложенное регулирование отрасли
© Российская Газета

"РГ" ознакомилась с комментариями Асооциации АПРИОРИ, Ассоциации игровой индустрии, ПАО "МТС" и юридической компании "ЭБР", а так же с предложениями, разработанными Организацией развития видеоигровой индустриис (РВИ) и компанией "Бука". Документы направлены в адрес вице-спикера Госдумы П.О.Толстого, главе комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи С.М.Боярскому, председателю Комитета по малому и среднему предпринимательству А.В.Дёмину и замглавы Комитета по информполитике, информационным технологиям и связи, Председателю РОЦИТ Антону Горелкину.

Участники рынка отмечают, что сегодня более 80 млн граждан России являются пользователями видеоигр. "Именно поэтому к такому регулированию следует очень взвешенно подходить и во многих случаях оно требует апробации и только потом принятия. Необходимо, чтобы для участников индустрии была создана комфортная правовая среда." - поясняет Александр Журавлев, управляющий партнер юридической компании "ЭБР".

О важности регулирования рынка игр с учетом того, какое влияние игры оказывают на молодежь и на формирование у молодых людей картины мира, говорил в интервью "РГ" Антон Горелкин.

"У нас игровая индустрия всегда существовала вне правового поля РФ. К ней в государственном мейнстриме относились как к какой-то вредительской истории, которая захватывает внимание наших детей и транслирует чуждую нам идеологию. Мы очень много говорили про индустрию майнинга в 2024 году, но я убежден, что инициативы о регулировании игровой отрасли - более значимые. Майнинг - это экономика, а экономику можно всегда поправить, если принимать определенные решения исходя из мирового опыта и учебников. А мозги поправить очень сложно, особенно если их засорять на протяжении десятилетий. И я очень рад, что государство постепенно начинает осознавать это, и наш законопроект, который внесен, пусть не идеально, но он задает вектор дискуссии", - заявлял Горелкин.

Он добавлял, что внесение законопроекта стало отправной точкой для дискуссии. "Дальше соберем все предложения и продолжим обсуждение в рамках комитета Госдумы (по информполитике, информтехнологиям и связи), скорее всего в формате расширенного заседания. Мы не замыкаемся сами в себе. Этот законопроект будет продуктом совместной работы с индустрией", - подчеркивал Горелкин.

Представители игровых компаний выделают несколько ключевых для них вопросов. В частности, это сохранение налоговых IT-льгот для разработчиков видеоигр. Исключение невыполнимых требований - например они предлагаю исключить норму, требующую бессрочного сохранения работоспособности игры. Среди других мер - более гибкие механизмы маркировки игр, в том числе возможность ее синхронизации с международными системами маркировки, и возможность оспорить экспертизу игр, проводимую с целью регулирования маркировки или ограничения продаж игр в России.

Кроме того, в предложениях, подготовленных Организацией развития видеоигровой индустрии (РВИ) содержится инициатива о создании специализированного фонда развития видеоигровой индустрии для грантовой и инвестиционной поддержки разработчиков и индустрии видеоигр в России. "В настоящий момент отсутствует какая-либо институция, специализирующаяся на экономической поддержке студий и видеоигр", - отмечается в письме, подписанном руководителем организации Василием Овчинниковым.

Среди других инициатив РВИ, предложение освободить на 10 лет от уплаты НДС с продаж игр и ПО отечественными разработчиками видеоигр на домашнем Российском рынке и обязать киберспортивные турниры, проводимые на территории России на каждую иностранную дисциплину иметь одну отечественную или разработанную с участием российских компаний.

"Это простимулирует развитие отечественных киберспортивных дисциплин, на основе существующей системы соревнований по более традиционным дисциплинам и специализирующемся на них спортсменам проходящим при поддержке федераций спортов и букмейкерских компаний. Проведение событий и соревнований важная часть продвижения соревновательных онлайн видеоигр", - отмечается в документе.

В "Буке" обращают внимание не только правовые, но и смысловые акценты. В частности, предлагают удалить из редакции законопроекта формулировки, указывающие на негативное отношение к видеоиграм со стороны государства.

"В текущей формулировке законопроект предполагает, что деятельность по разработке и распространению видеоигр – морально спорная, имеющая яркую негативную социальную окраску. Такие формулировки встречаются в законе об алкогольном регулировании, но их нет ни в законе о торговле, ни в законе о рекламе, ни в иных законах, регулирующих ту или иную деятельность, не осуждаемую обществом. Даже в законе об оружии формулировки следуют принципу установления пользы в регулируемой деятельности (использование в спорте и т.п)", - отмечается в комментариях компании, направленных на имя Сергея Боярского. "Таким образом, уже в преамбуле закона предполагается негативное отношение со стороны государства и общества к деятельности по разработке и распространению игр", - уверены в компании.

Кроме того, в "Буке" уверены, что остается открытым вопрос профильного ведомства, которое должно координировать работу игровой отрасли.

"Видеоигры – это произведения искусства, а российские видеоигры – это объекты нематериального этнокультурного наследия Российской Федерации. Регулирование разработки и распространения видеоигр будет нести негативные последствия как для индустрии в целом и отечественных разработчиков в частности. Но если такой контроль и должен быть, то его должно осуществлять профильное ведомство. И для видеоигр, которые сейчас являются аудиовизуальными произведениями, результатом творческого труда, таким ведомством является не Роскомнадзор, а Минкультуры", - говорится в тексте предложений.

Участники рынка уверены, что диалог с государством консолидировал отрасль, что позволило получить комментарии и предложения практически от всех участников рынка.

"Ключевые компании и общественные организации индустрии уже длительное время находятся в тесном контакте, вырабатывая единый понятийный аппарат и решая возникающие задачи как в интересах игроков, так и с целью развития конкурентного рынка разработки игр в России", - говорит Владимир Прокуронов, директор Ассоциации Игровой Индустрии.

Ранее законопроект о регулировании игровой отрасли раскритиковала глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

"Там есть нечеткие формулировки, есть расхождение с действующим законодательством. Все это создаст проблемы при правоприменении. Кроме того, совершенно неясно, как будет проходить сама процедура так называемой идентификации пользователя. В частности, предполагается, что это может происходить через портал "Госуслуги". Соответственно, доступ, который получат игровые сервисы, в том числе иностранные, к этой платформе, вызывает серьезные вопросы. Это связано и с персональными данными игрока, которые распространители игр должны будут собирать, объем этих сведений не указан в законе. И, наверное, один из ключевых вопросов - зачем это в принципе нужно и какая цель преследуется", - сообщила Мизулина "РГ".