К взлету готовы!
От винта!
Игрокам предстоит повторить маршруты военных летчиков Советского Союза, которые в 1942–1945 годах перегоняли истребители, бомбардировщики и транспортные самолеты из Фэрбанкса, что на Аляске до Красноярска. Происходило это в рамках договора между США и СССР по так называемому ленд-лизу: программе экономической и военной помощи в борьбе с фашизмом. Военная техника, продовольствие и прочие грузы поставлялись по трем основным маршрутам: через Баренцево море, по сухопутному коридору через Среднюю Азию и Дальний Восток. Воздушная трасса Аляска – Сибирь соединяла две страны через Аляску и Чукотку. Американские пилоты перегоняли технику через территорию США, а в Фэрбанксе эстафету принимали советские летчики. Далее маршрут пролегал через воздушное пространство Колымы, Якутии и Сибири и завершался в Красноярске.
9 октября 1941 года было принято секретное постановление о формировании воздушной трассы. К июню 1942 года СССР и США подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу. И уже осенью 1942 года по Алсибу полетели первые самолеты: бомбардировщики Б-25 «Митчелл», бомбардировщики-торпедоносцы А-20 «Бостон», истребители П-39 «Аэрокобра» и П-63 «Кингкобра», транспортные самолёты Си-47 «Дуглас», учебно-тренировочные самолёты Т-6 «Тексан» и гидросамолёты «Каталина».
Всего за 10 месяцев вдоль будущей воздушной трассы была создана сеть из 11 аэродромов, которые строились с нуля. Возводились также метеостанции, создавались узлы связи, уточнялись полетные карты
— Создание военной стратегической «настолки» стало для нас по-настоящему увлекательным опытом, — рассказывает Александра Агафонова, одна из разработчиков и тестировщиков игры. — В ходе работы разгорались жаркие споры: участники команды предлагали разные идеи, несколько раз полностью перерабатывали механику. «Не хочется делать очередную “бродилку”», — говорили одни. «Пусть ход определяет не кубик», — предлагали другие. В итоге родилась такая концепция: пусть игроки сражаются не друг с другом, а со стихией — погодными условиями.
Погода — главный противник!
Механика получилась совершенно уникальной. В основе стратегии лежит тактическое планирование: игроку предстоит грамотно выбирать последовательность перегонки самолетов из своего звена. Например, транспортный «Дуглас» может пролететь всю игровую карту за один раз, но ему необходимо выполнить важную миссию — доставить груз в определенные населенные пункты. А вот маленький истребитель «Аэрокобра» может преодолевать только короткие расстояния и сильнее зависит от погодных условий. Поэтому прежде чем сделать ход, игрок сверяется с метеосводкой, которая обновляется каждый раунд, а также проверяет, есть ли свободные посадочные площадки на ближайших аэродромах. Посадка — это всегда риск. Удалось ли самолёту приземлиться, в игре решает бросок кубика.

— Правила игры достаточно простые, — продолжает Александра, — но вместе с тем заставляют думать комплексно, учитывать множество факторов. Например, есть ограничения по вместимости аэродромов, так на запасном аэродроме может сесть только один самолет. И если он занят, игроку приходится выбирать другой, но тут надо учитывать расстояние до него, и, конечно же погоду. Нужный аэродром может оказаться в зоне неблагоприятных метеоусловий, и, в худшем случае, самолет может отправиться в исходную точку.
Как «работает» погода? Карта поделена на метеозоны по шкале от 2 до 6, и чем выше число, тем сложнее ситуация. Если аэродром вне этих зон — отличные новости! Можно садиться без проблем. Но если цель оказалась в зоне с плохой погодой, придется довериться судьбе и бросить кубик. Чтобы посадка прошла успешно, нужно выбросить число, равное или больше номера зоны.
Например, игрок решил приземлиться в зоне 4 («ливень»). Если на кубике выпало 4, 5 или 6 — посадка удалась! А вот если 1, 2 или 3 — увы, придётся вернуться в Фэрбанкс и попробовать еще раз.
Герои Алсиба
Игра основана на реальных исторических событиях. Разработчики консультировались с детскими психологами, историками, специалистами в области авиации. Приглашенный эксперт помогал воссоздать обстановку военных лет, собирая крупицы информации об «Алсибе» — даже сегодня этих данных очень мало.
В комплект игры вошла историческая брошюра, рассказывающая об эпохе, героях-летчиках, их подвигах, трагических и удивительных случаях. На игровой карте и коробке среди нарисованных персонажей есть образ летчика с Чукотки. Его прототипом стал Тимофей Елков — кавалер ордена Красного Знамени, один из первых комсомольцев Уэлена и первый военный пилот чукотского происхождения. Он героически погиб в воздушном бою на Карельском перешейке в июне 1944 года. В память о нем в поселке Угольные Копи установлен памятник.

Или вот другой реальный случай: в декабре 1942 года летчик Дьяков, перегонявший американский истребитель, совершил вынужденную посадку в районе Верхоянского хребта. Температура -40! Ему удалось найти кое-какие припасы в охотничьих зимовьях, затем еду ему сбрасывали с самолетов. В итоге после 34 дней в глухой тайге его нашли местные жители и вывезли на оленьих упряжках в «цивилизацию», самолет пришлось бросить.
Полетели!
— Когда игра, как мы думали, уже была готова, мы предложили поиграть в нее мальчишкам, — вспоминает Александра. — И они смогли ее улучшить! Точнее их замечания. Нашим юным тестировщикам показалось мало интриги и секретов. Поэтому пришлось вводить в игру систему радиограмм с засекреченными приказами и экстренными заданиями. Эти нововведения сделали процесс еще более динамичным, а финал — по-настоящему непредсказуемым.
В числе первых покупателей игры премьерного издания оказались – к удивлению разработчиков — реальные авиаторы: пилоты и авиаконструкторы. Экземпляры того тиража разлетелись моментально, и теперь к выходу в свет готовится ещё один выпуск. Будущим игрокам предлагается стать соучастниками процесса издания игры — стартовал сбор средств на краудфандинговой платформе. Здесь можно оформить предзаказ и получить игру дешевле, чем она будет в рознице, можно внести небольшую сумму и получить сувениры, связанные с игрой.
— Почему краудфандинг? Потому что мы любим пользоваться этим инструментом, — поясняет Александра. — У нас там лояльная аудитория, и плюс краудфандинг дает людям, которые ищут какие-то интересные проекты, поучаствовать в них, поддержать. Кроме того, мы издательство небольшое, и, хотя мы любим создавать игры — у нас есть и другие, например про шпиона на БАМе — это не основная наш деятельность, поэтому нам нужно стороннее финансирование.

За время войны по Алсибу военные летчики доставили около 8 000 боевых машин, которые внесли важный вклад в победу над врагом. 115 пилотов погибли во время этих перелетов. Память об их подвиге теперь живет и в проекте «Аляска – Сибирь. Секретный аэродром».
— После выхода игры мы получили мощную обратную связь, — рассказывает Александра. — Одни признавались, что они впервые услышали о существовании Алсиба, о его героях, другие заново открыли для себя географию дальневосточных рубежей нашей страны, а некоторые писали о том, что хотели бы посетить эти места славы лично. Такие отзывы для нас лучшая награда. Это значит, что нам удалось пробудить интерес к героическому прошлому нашей страны, протянуть ту самую нить памяти в наши дни.