Трафик YouTube в России упал до 20% от прежних значений, по данным портала Digital Report. Однако блогеры не торопятся переходить на отечественные платформы.
Если кратко обозначить позицию опрошенных блогеров и прочих людей, так или иначе, использующих площадку Google для своих целей, YouTube даже в своем «полумертвом» состоянии все еще лучше, чем российские альтернативы — «VK Видео», RuTube и частично Telegram. Главным мерилом выступает интерес рекламодателей, а он с момента планомерного замедления YouTube не снижался, говорит автор проекта «Лиса Рулит» Елена Лисовская:
Елена Лисовская автор проекта «Лиса Рулит» «Замедление еще больше чувствуется, просмотров мало, но тем не менее пока YouTube дает больше просмотров, чем «VK Видео» и RuTube, то есть, если говорить о честных, не накрученных просмотрах, то пока YouTube дает больше, хотя это вопрос времени. RuTube у меня дублировался просто всегда, и в «VK Видео» мы выборочно дублируем контент. По рекламодателям пока на YouTube все хорошо, потому что я даю все-таки просмотры, да, они меньше, но они все равно значительные. У нас запросов на российские платформы, кроме Telegram, вообще практически нет, причем не только у меня, а у большинства авторов. Вроде VK везде рекламируется, RuTube везде рекламируется, а при этом мы не получаем запросов на рекламу в VK и на RuTube ну практически никаких, их очень мало».
По оценке компании CDN Video, с августа, когда в России начали проблемы с доступом к YouTube, трафик платформы сократился наполовину. Ранее глава Минцифры Максут Шадаев подтверждал, что половина трафика американского видеохостинга перешла на российские платформы. Аудитория перетекла в «VK Видео», «Яндекс Дзен», RuTube, Иви и Okko.
Правда, аналоги YouTube много критикуют: долгая загрузка видео, плохая техподдержка, малые охваты, скромные заработки, баги, тормоза и так далее. Главным преимуществом YouTube называют систему рекомендаций: скопировать ее у российских аналогов пока не выходит. Даже прикрепить ссылку на условных «Авито» и ЦИАН до сих пор можно только на YouTube, говорит продавец на «Авито» Сергей:
«Площадки типа «Авито» и ЦИАН не поддерживают ссылки на другие площадки, поэтому нет возможности куда-то в другое место, кроме YouTube, опубликовать. Если у клиента не работает YouTube после звонка и после договоренности о просмотре, я ему перед просмотром кидаю две ссылки: одну на сайт, где есть этот виртуальный тур, вторую на YouTube, то есть он может посмотреть любую».
Статистика падения трафика на YouTube не отражает полной и реальной картины. Во-первых, люди подружились с VPN-сервисами, а такие подключения не отражаются в общей статистике, а значит, реальное падение аудитории у хостинга может быть гораздо меньше. Во-вторых, обсуждая большие цифры на российских платформах, блогеры в разговорах говорили о накрутках: вычислить их можно разными способами, и самый очевидный — соотношение лайков и комментариев.
По состоянию на конец декабря можно констатировать, что полноценной альтернативы YouTube пока не появилось, говорит кинокритик, ведущий ютуб-канала BadComedian Евгений Баженов:
Евгений Баженов кинокритик, ведущий ютуб-канала BadComedian «Судя по последней статистике, люди научились смотреть YouTube. Этих людей, которые научились смотреть, все еще больше, чем может предоставить VK при всем том многообразии платформ, на которых он представлен, притом что туда загоняют людей. Но все равно, по сути, в VK нет активной аудитории. Блокировка YouTube очень хорошо придает рост Telegram, там тоже видео можно загружать, и я думаю, что буду загружать туда. С другой стороны, есть вопрос телевизоров: здесь VK, безусловно, выигрывает у Telegram, потому что на телевизоре, если ты хочешь посмотреть, ты не посмотришь видео через Telegram. Тогда есть RuTube. Я не думал, что я скажу это, но даже RuTube в данный момент лучше VK. Из-за конверсии все еще невероятной на YouTube рекламодатели выбирают YouTube, потому что на VK конверсии ноль».
В пресс-службе Google РБК заявили, что замедление сервиса «не является результатом каких-либо технических проблем или действий со стороны Googlе». А Роскомнадзор новые публикации о падении трафика платформы пока не комментировал. В любом случае слухи о смерти YouTube в России, как говорится, пока еще сильно преувеличены.