«Эльбрусы» против санкций: Россия создает свою электронику для критической инфраструктуры
К 2030 году российские объекты критической информационной инфраструктуры должны полностью перейти на отечественные аппаратно-программные комплексы. Это не просто амбициозный план, а необходимость, продиктованная уходом западных компаний и прекращением поставок критически важных технологий. И хотя создание высокопроизводительных решений в текущих условиях кажется задачей из области фантастики, Россия сертифицировала достаточно экзотическое устройство — программируемый логический контроллер (ПЛК) «Эльбрус».
Контроллер, построенный на базе процессора МЦСТ «Эльбрус-2С3», уже применяется на объектах атомной промышленности и проходит испытания в нефтегазовой отрасли. Это решение, которое, на первый взгляд, выглядит как российская альтернатива Raspberry Pi, на деле оказалось способным выполнять вполне серьезные задачи.
Что из себя представляет «Эльбрус-2С3»?
Это система на кристалле с двумя ядрами, работающими на частоте до 2 ГГц. В ее арсенале:
поддержка до 8 ГБ оперативной памяти DDR4-3200; возможность подключения хранилища объемом до 480 ГБ; базовый графический процессор и мультимедийный движок для кодирования и декодирования видео; интерфейсы PCIe 3.0 для расширения функционала.
Очевидно, что двухъядерный процессор вряд ли сможет справиться с ресурсоемкими задачами, но для автоматизации технологических процессов средней сложности его вполне достаточно.
Технологическая блокада: как Россия строит цифровую независимость
Первоначально процессоры «Эльбрус-2С3» производились на мощностях тайваньской компании TSMC по 16-нм техпроцессу. Однако после введения ограничений экспорт чипов в Россию и Беларусь был прекращен. Теперь остается только гадать, где будут выпускаться эти процессоры в ближайшие годы.
Тем не менее, «Эльбрусы» уже включены в реестр программно-аппаратных комплексов Министерства цифрового развития. Это позволяет использовать их в системах автоматизации критически важных объектов, таких как атомные станции или нефтегазовые предприятия.
В тоже время, по решению Минпромторга в середине сентября разработчик российских процессоров «Эльбрус» передан под внешнее управление.
Программное обеспечение и практическое применение
Сопровождающее ПО ELPLC-Logic, разработанное компанией ИНЭУМ, упрощает программирование контроллеров «Эльбрус» на стандартных языках IEC-61131-3. Такой подход делает процесс внедрения более доступным и открывает новые возможности для российских разработчиков.
«Наши контроллеры имеют широкий спектр применения и не уступают иностранным аналогам по характеристикам», — заявил Игорь Лобанов, заместитель генерального директора ИНЭУМ. Он также подчеркнул, что сертификация в реестре Минцифры открывает двери для использования контроллеров в государственных и частных проектах.
Ранее IT-World сообщал о раскрытии исходных кодов ядра Linux, системных библиотек, патчей совместимости для ПО с открытым исходным кодом, обеспечивающих работу с архитектурой этой платформы.
На данный момент ПЛК «Эльбрус» уже применяется в атомной промышленности и проходит испытания в нефтегазовом секторе. Однако отсутствие доступа к передовым технологиям и ограниченные производственные мощности остаются серьезными вызовами. Совсем недавно Министерство внутренних дел России (МВД), столкнулось с серьёзными проблемами при замене вышедших из строя серверов на российских процессорах «Эльбрус».
Кроме того, технические характеристики «Эльбрус-2С3» явно недостаточны для выполнения задач высокой сложности, таких как обработка больших данных или искусственный интеллект.
Ставка на господдержку: рынок микроэлектроники в условиях глобальных вызовов
Сертификация ПЛК «Эльбрус» — это скорее не просто шаг к технологической независимости, но и сигнал о том, что Россия намерена продолжать развивать локальные технологии вопреки всем ограничениям. Вопрос лишь в том, насколько долгосрочным окажется это решение и сможет ли оно конкурировать с зарубежными аналогами.
Пока одни видят в «Эльбрусах» спасение для критической инфраструктуры, другие справедливо задаются вопросом: станет ли Россия технологически независимой или мы так и останемся в зоне «догоняющего развития»?