Почему серия Final Fantasy зашла в тупик
Франшиза Final Fantasy перестала походить на саму себя. Теперь будто бы даже сам издатель не знает, на кого она рассчитана: и Final Fantasy VII Rebirth, и Final Fantasy XVI не оправдали финансовые ожидания разработчика. Портал PC Gamer объяснил, почему некогда великая серия пришла в застой, тогда как конкуренты набирают популярность.
Final Fantasy за последние годы немного потеряла статус самой престижной и популярной JRPG на Западе. Франшиза продолжает продаваться, но, чаще всего, продажи каждой номерной части составляют от силы пару миллионов копий — довольно скромно на фоне результата Final Fantasy XV (свыше 10 млн копий). Так что проблема не только в ожиданиях фанатов, но и в требованиях самой Square Enix.
Тем не менее, жанр JRPG как таковой процветает. Nihon Falcom в 1980-1990 годах не смогла прорваться на западный рынок так же успешно, как Square или Enix, но сейчас флагманская франшиза компании, Trails, стремительно набирает популярность за рубежом. В недавнем интервью президент Falcom Тосихиро Кондо заявил, что 60% продаж студии приходятся на международную аудиторию. Что ни день, то очередное празднование нового полумиллиона или миллиона проданных копий Trails.
Франшиза Persona от Atlus тоже выросла. Если раньше игры серии расходились тиражами в сотни тысяч копий, то Persona 5 набрала более 12 млн (считая многочисленные переиздания и спин-оффы). SEGA перевела франшизу Yakuza (теперь Like a Dragon) из формата beat-em-up боевика в полноценную RPG в духе Dragon Quest — и она стала еще более популярной. А двухмерный ремейк одной из первых Dragon Quest по продажам в Японии вообще обошел все релизы 2024 года.
JRPG отлично себя чувствуют, даже если сейчас элементы жанра распространены повсеместно. Но в этом и дело. Отчасти Final Fantasy выделялась на фоне конкурентов благодаря тому, что жанр JRPG не был так широко принят аудиторией. Многие игры, которые сегодня считаются золотой классикой, в свое время продавались плохо. Или приемлемо, но только на территории Японии — на Западе на них никто не обращал внимания. Final Fantasy же гораздо чаще находила зарубежную аудиторию благодаря повествованию, отличной графике и склонности к экспериментам, которые заставляли жанр эволюционировать.
Франшиза продолжает проводить эксперименты и по-прежнему радует графикой, но времена теперь другие. Первые шесть частей Final Fantasy вышли в промежутке между 1987 и 1994 годами. На одной только PlayStation 1 вышли три номерные игры за четыре года. Но повышение стоимости и срока разработки приводит к менее регулярному расписанию релизов, из-за чего темпы эволюции значительно замедляются. Final Fantasy все больше начинает походить на другие популярные тайтлы — иначе франшизе тяжело было бы удерживать внимание в мейнстриме. Не говоря уже о том, что мнение игроков о сюжетах последних Final Fantasy, мягко говоря, разделилось.
А конкуренты, тем временем, не дремлют. Nihom Falcom штампует Trails одна за другой невзирая на гигантский объем сценариев и сложное, переплетенное повествование, больше напоминающее фэнтези-романы, чем игры. 13 релизов за 20 лет существования серии — столько же времени Final Fantasy понадобилось на прыжок от XII до XVI. Да и Like a Dragon не заставляет фанатов долго ждать продолжений.
Один из открытых секретов здесь в том, что Falcom и SEGA не стесняются повторно использовать одни и те же ассеты и локации. Но при этом никто не критикует продакшн Like a Dragon, потому что они замечательно выглядят и могут похвастать огромным вниманием к деталям. Даже более бюджетная Trails постепенно начинает выглядеть все лучше. Просто обе франшизы всегда рады вернуться к старой графике и структуре, что освобождает ресурсы для работы над новшествами.
Trails не обгонит Final Fantasy по продажам, как и Like a Dragon. Однако эти серии сохраняют свою творческую идентичность. Dragon Quest всегда будет Dragon Quest, а большая RPG от Atlus узнается за километр. Люди, работающие над этими франшизами, нашли правильный баланс между традициями и новыми идеями, что собрало вокруг игр маленькое, но крайне преданное сообщество фанатов. Издатель рад аудитории, а аудитория рада, что новые игры оправдывают (иногда и превосходят) ожидания.
Final Fantasy в нынешнем виде не может похвастать тем же постоянством. Ремейк седьмой части разбит на три самостоятельные игры, и ни одна из них не похожа на оригинал. Что не плохо, но для такого типа проекта стоило задать правильную установку на ожидания публики. Кому-то не понравилось, что игра сильно отличается от первоисточника, другим — что «ремейк» готов лишь на две трети. А последние не оценили резкий переход к открытому миру в духе игр Ubisoft.
Говоря о Final Fantasy XVI, эксклюзивность для PlayStation 5 не помогла ситуации. Легко понять, почему Square Enix отныне планирует выпускать свои проекты одновременно на всех платформах. Жаль только, что это не решит кризис идентичности, усугубленный переменой жанра: FF XVI отбросила механики RPG в пользу боевика.