За кулисами GameDev: Андрей Сапрыкин про опыт работы в QA и секреты успеха в индустрии

IT World пообщался с Андреем Сапрыкиным, ведущим специалистом по обеспечению качества (QA) с 10-летним опытом работы в игровой индустрии. Он внес свой вклад в создание и тестирование множества ярких и успешных проектов. Среди них — «Cut the Rope» от Zeptolab. Его усилия способствовали поддержанию высокого качества всех игр этой популярной серии, которая на сегодняшний день суммарно имеет более миллиарда загрузок по всему миру.

За кулисами GameDev: Андрей Сапрыкин про опыт работы в QA и секреты успеха в индустрии
© It-world

Мы поговорим о том, чем Андрея привлекла gamedev-индустрия, и о его роли руководителя команды тестирования. Он поделится своими достижениями, включая победу на Digital Leaders Award.

 

Ваш путь от стажера до лидера команды тестирования в известных gamedev-компаниях впечатляет. Чем вас заинтересовала именно эта индустрия?

Мой интерес к видеоиграм начался ещё в детстве, как и у многих в нашей индустрии. Однако признаюсь, я не сразу задумался о карьере в gamedev. После окончания университета я стремился найти интересную и подходящую для меня работу в IT-отрасли. Я даже попробовал себя в роли специалиста технической поддержки крупного интернет-провайдера нашего региона, но буквально в первый же день понял, что это не моё призвание. По счастливой случайности мой одноклассник рассказал мне об открытой вакансии тестировщика в компании SPL, специализирующейся на разработке и тестировании игр. Недолго думая, я откликнулся и был принят на должность тестировщика-стажёра. Моё образование в области управления качеством изначально задало вектор для моей карьеры. Когда я устроился тестировщиком, то сразу понял, что хочу и дальше развиваться в этом направлении. А поскольку игры всегда занимали важное место в моей жизни, мысль о том, что я могу внести свой вклад в улучшение их качества придавала моей работе особый смысл и мотивировала к дальнейшему росту до QA-специалиста.

 

Что, по вашему мнению, делает сферу QA в gamedev-индустрии отличной от других направлений в IT?

Уникальность данной сферы заключается в том, что она требует взгляда на продукт с позиции игрока. Это не только проверка технической стабильности, но и создание положительного опыта, который должен захватывать с первых минут. QA-специалист становится своего рода «адвокатом игрока», следя за тем, чтобы каждая деталь игры работала, как задумано, и приносила эмоции. В игровой разработке важна гибкость и умение адаптироваться к стремительным изменениям рынка: индустрия постоянно развивается, конкуренция растет, появляются новые подходы и технологии. Это означает, что QA-специалисты должны постоянно развиваться и быть в курсе последних трендов.

  Как выглядит ваш типичный рабочий день? Есть ли место творчеству или работа строго регламентирована?

Мой рабочий день начинается с планирования и расстановки приоритетов. Важно распределить задачи так, чтобы каждый член команды знал, над чем работать, и не было простоев. Обычно мы начинаем с ежедневного stand-up митинга, на котором обсуждаются текущие задачи, прогресс и возможные блокеры. Хотя большая часть моей работы, безусловно, регламентирована, творчество в ней тоже присутствует. Например, когда мы разрабатываем новые подходы к тестированию или ищем способы улучшить процессы, приходится выходить за рамки привычного. На этапе исследования новых инструментов, технологий или методик я могу свободно экспериментировать, и именно здесь проявляется творческая составляющая работы. В QA важно не только строгое следование процессам, но и гибкость. Иногда возникают неожиданные проблемы, которые требуют креативного подхода к их решению. Поэтому я считаю, что даже в рамках достаточно строгих регламентов всегда есть место для творческого поиска и новых идей. Это помогает не только решать текущие задачи, но и продвигать инновации, улучшать процессы и способствовать общему развитию команды.

 

Какой проект в вашей карьере предоставил вам наибольшие возможности для профессионального роста?

Мне сложно выделить один конкретный проект, поскольку каждый из них предоставил уникальные возможности для роста и новые вызовы. Например, одним из наиболее значимых проектов во время работы в SPL стала популярная серия игр «Cut the Rope» от Zeptolab, где я отвечал за руководство командой тестирования. Этот опыт позволил мне глубже погрузиться в процесс оптимизации и открыть новые подходы к управлению. Сотрудничество с талантливой командой помогло мне приобрести ценные навыки, которые стали трамплином для дальнейшего развития в сфере QA.

 

Насколько нам известно, ваша роль на проектах «Cut the Rope» была ключевой для SPL. Каких результатов вам удалось достичь для компании?

Действительно, мой вклад в серию игр «Cut the Rope» был значительным. Я не просто выявлял дефекты, но и улучшал процессы тестирования, делая их более систематизированными и эффективными. Это позволило сократить расходы и сосредоточиться на критически важных аспектах проекта. Во время работы в SPL я разработал систему оценки трудозатрат и внедрил метод «трёхточечного оценивания» с использованием исторических данных. Это помогло точнее планировать работу и эффективнее распределять ресурсы. Я также внедрил систему определения тестового покрытия, что помогло выявлять проблемные области заранее. Благодаря этим мерам уровень обнаружения дефектов достиг 90%, что значительно снизило риски для релизов. Помимо этого, я участвовал в разработке программы обучения новых тестировщиков, что ускорило их интеграцию. Парное тестирование и использование эмуляторов помогли быстрее проверять игры на разных платформах и повысить эффективность тестовых процедур. Все эти улучшения привели к повышению качества игр Zeptolab и значительному укреплению репутации SPL на рынке. Клиенты начали поручать компании больше заказов, что положительно повлияло на выручку компании и привело её к коммерческому успеху.

 

Вы обладаете более чем 10-летним опытом работы в индустрии, которая за эти годы получила значительное технологическое развитие. Какие технологии стали наиболее прорывными и многообещающими в сфере QA?

За эти годы различные технологии меняли подходы к тестированию и QA, например, внедрение облачных технологий и DevOps подходов значительно изменило процесс. Теперь QA-специалист может развернуть тестовое окружение для различных устройств буквально за считанные минуты. Это позволяет быстрее выявлять проблемы и гарантировать стабильность продукта. В свою очередь, AR и VR-технологии добавили в процессы тестирования новые задачи, связанные как с техническими проверками, так и с оценкой особого пользовательского восприятия.

Однако, самыми прорывными стали искусственный интеллект и машинное обучение. На сегодняшний день эти инновации имеют огромный потенциал для игровой индустрии: они помогут автоматизировать рутинные задачи, такие как, создание тестовой документации и регрессионное тестирование, снижая трудозатраты и освобождая время для более творческих задач, что напрямую повлияет на улучшение качества игр.

 

Какие ключевые факторы, на ваш взгляд, лежат в основе успеха в gamedev? Что особенно важно учитывать разработчикам и QA-специалистам?

На мой взгляд, в gamedev крайне важны три фактора: качество, вовлечённость пользователей и правильная стратегия продвижения. Если рассматривать разработку игр с точки зрения QA — качество продуктов и зрелость процессов, безусловно, являются фундаментом успеха. Игроки не терпят багов и недочётов — с их стороны нет снисхождения, и конкуренция за их внимание настолько высока, что малейшие негативные эмоции могут стать причиной отказа от продукта. Я убеждён, что качественное тестирование на ранних стадиях и эффективные процессы обеспечивают положительный пользовательский опыт. Следующий аспект — это вовлечённость пользователей. Дизайн, геймплей, интерфейс — всё должно работать безупречно и быть продуманным, чтобы игрок погружался в игровой процесс и не терял к нему интерес. И наконец, правильная стратегия продвижения, которая включает в себя не только грамотную маркетинговую кампанию, но и систему монетизации, хорошо подстроенную под целевую аудиторию. Для того чтобы добиться успеха, важно понимать, кому предназначена ваша игра, и строить стратегию на основе интересов и потребностей этой аудитории.

 

Летом этого года ваши усилия в QA были отмечены премией Digital Leaders Award 2024. Расскажите подробнее о вашем проекте?

Проект, за который я получил эту награду, был нацелен на повышение эффективности и создание системы качества, обеспечивающей стабильность и комфорт для игроков. Основной задачей стало внедрение принципов международного стандарта ISO 9001 в процессы разработки и тестирования игровых продуктов. В рамках проекта я инициировал ряд значимых улучшений. Во-первых, мы сконцентрировались на потребностях игроков, наладив постоянную связь между командами QA и техподдержкой. Это позволило оперативно реагировать на обратную связь пользователей и вносить нужные изменения в обновления. Во-вторых, мы ввели стандартизированное документирование всех этапов тестирования и начали принимать решения на основе аналитических данных, что не только повысило качество работы, но и снизило затраты на финальных этапах разработки. Также, после каждого цикла разработки, мы начали проводить ретроспективы, которые помогли превратить процесс в систему постоянного улучшения. Эти инициативы позволили нашему игровому продукту долгое время входить в пятерку самых прибыльных проектов компании, с более чем 25 миллионами загрузок и рейтингом 4.7 в AppStore. Мой проект не только улучшил качество продукта и повысил удовлетворенность пользователей, но и положительно сказался на финансовых показателях компании. Получить такую награду, как Digital Leaders Award — большая честь для меня. Эта награда подтверждает, что все усилия и нововведения были действительно ценными и значимыми.

Ваш подход явно демонстрирует, как качество может стать конкурентным преимуществом. Что бы вы порекомендовали начинающим разработчикам игр с вашей глубокой экспертизой?

Новичкам в игровой разработке важно быть готовыми к постоянному обучению и совершенствованию. Индустрия развивается стремительно, и актуальные навыки или технологии могут быстро устареть, так что важно всегда держать руку на пульсе. Кроме того, успех зависит от командной работы. Игра — результат совместных усилий дизайнеров, программистов, тестировщиков и других специалистов. Умение слушать, принимать критику и работать сообща играет не меньшую роль, чем технические знания. И, конечно, качество. Внимание к деталям, стремление к безупречному пользовательскому опыту — именно это отличает профессионалов и позволяет создавать игры, которые действительно привлекают игроков.